МИСТИКА НА ДОРОГАХ: ПРАВДА, ИЛИ ВЫМЫСЕЛ?
С начала текущего года на дорогах Брянска зарегистрировано 24 дорожно-транспортных происшествия со смертельным исходом. Разумеется, во всех случаях причина была одна – это нарушения Правил дорожного движения. Но среди некоторых участников дорожного движения бытует мнение, что иногда не обходится без мистики.
Вот комментарий водителя с 22-летним стажем вождения автомобиля, который около двух десятков лет работает в брянской Госавтоинспекции:
- То, что участок дороги от поворота на Партизанскую Поляну до Памятника водителям долгое время считается неблагополучным в плане аварийности, разумеется, мне известно. Самому не раз приходилось выезжать на оформления ДТП в то место. И, честно говоря, не очень-то прислушивался к объяснениям пострадавших водителей о том, что перед авариями с ними начинали твориться необъяснимые вещи. Но однажды убедился на собственном опыте в том, что в рассказах некоторых пострадавших зерно истины все-таки было. Несколько лет назад мы с сестрой возвращались на машине с Партизанской Поляны, куда ездили за березовым соком. Несмотря на то, что за окнами были весенние вечерние сумерки, ничто не предвещало беды. Автотранспорта на дороге почти не было, поэтому, наша машина шла на приличной скорости. Но внезапно на участке дороги, где идет незначительный спуск, с обочины, прямо под колеса метнулась какая-то тень, по силуэту напоминавшая человека. От неожиданности мы с сестрой аж вскрикнули… Машина чудом не вылетела в кювет, от ужаса мы несколько минут не могли прийти в себя, но, осмотревшись, мы никого так и не увидели. И тут я вспомнил, как пострадавшие в ДТП водители рассказывали именно про такие случаи…
Верующие в мистику брянские жители говорят, что этому есть свое объяснение. В годы войны на том участке была расстреляна колонна воинов-водителей, а чуть позже на этом месте было кладбище. Отсюда и скопление негатива на том участке дороги.
Недобрым словом поминают брянские водители и объездную дорогу между Советским и Бежицким районами, именуемую в народе «долиной смерти». Говорят, что иногда, в сумеречное время, по непонятным причинам автомобиль перестает «слушаться», а сам, сидящий за рулем, на время как бы «отключается» от действительности. Так это, или нет, сказать сложно, но ДТП в том месте случаются достаточно часто, равно как и на объездных дорогах между Володарским и Бежицким районами и между Фокинским и Володарским районами.
Несомненно, подобные аномальные зоны, где действует «нечистая сила», существуют. Высказывается предположение, что на машины, мчащиеся по трассе, могут влиять подземные кабели и конструкции, токи подземных вод, разломы земной коры и тому подобное, однако никакого однозначного объяснения этому явлению ученые не могут дать и по сей день.
Житель Бежицкого района, водитель с 15-летним стажем Александр С., выпускник школы милиции раньше рассказывал эту историю только хорошим приятелям. Тем, кто гарантированно не будет крутить пальцем у виска и советовать обратиться к врачу. Несколько лет назад он возвращался на машине от матери, которая живет на окраине Бежицы в поселке Чайковичи. Были сумерки, и он закурил в салоне автомобиля, в котором находился один. Сделав одну лишь затяжку, краем глаза увидел, что рядом, на пассажирском сиденье находится мужчина… По крайней мере, его силуэт угадывался очень отчетливо. От ужаса Александр резко крутанул руль в сторону и затормозил. На пассажирском сиденье, естественно, никого не было…
Подобная история непременно отыщется у каждого третьего-четвертого шофера. Пускай не о призраках посреди дороги, а, например, о вспышках головной боли, возникающих почему-то на одном и том же участке, о внезапно наваливающейся усталости и потере контроля над управлением, которые проходят спустя минуту-другую. А ведь именно такие сюрпризы и способны привести к авариям.
Но всегда ли виноваты в ДТП водители или, может, причина в нехороших местах? Тех самых, которые люди науки называют геопатогенными зонами?
Одна из версий причин подобных инцидентов - геопатогенные зоны на дорогах. Именно их кратковременное воздействие отключает внимание, вызывая целую гамму неприятных ощущений.
Сотрудники отделения дорожной инспекции и организации движения ОГИБДД УМВД России по городу Брянску с недоумением отмечают высокий уровень аварийности на улицах Калинина (в районе наркодиспансера) и Дуки (возле МПСИ). Казалось бы, улично-дорожная сеть там идеальная: разметка в наличии, светофоры работают, дорожное ограждение присутствует…Все равно достаточно часто происходят столкновения транспортных средств и наезды на пешеходов.
С другой стороны, может, и ДТП там случается больше оттого, что гуще транспортный поток? И нечего грешить на всякие нехорошие участки? Однако, как объяснить тот факт, когда в прошлом году «Икарус» с гармошкой, следовавший по маршруту №2, недалеко от остановки «Брянский Арсенал» вдруг стало мотать из стороны в сторону, пока прицеп со всей силы не ударился об электроопору. А ведь скорость автобуса при этом была минимальной. Толком объяснить причину ДТП водитель тогда так и не смог.
По обочинам брянских дорог есть сотни участков, где родственники погибших поставили памятные знаки: цветы, венки, фотографии. Отношение к ним неоднозначное. Потерявшие дорогих людей ничего плохого не видят в том, что место трагедии будет как-то отмечено. А вот многих водителей придорожные погосты нервируют и раздражают, отвлекая внимание. Замечено, что возле таких памятников ДТП нередко повторяются.
- Любое место способно аккумулировать отрицательную энергию, словно запоминая то, что случилось, - считает инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по городу Брянску капитан полиции Ия Тризна. - Маячит какой-нибудь обелиск у обочины, и каждый день мимо него проносятся сотни машин. И каждый проезжающий отмечает: здесь была авария, здесь кто-то погиб. Отрицательные эмоции накапливаются, и однажды количество переходит в качество. Вот вам новое ДТП. Хотя, по большому счету, все-таки стоит отбросить мистику и признать то обстоятельство, что причины автоаварий самые, что ни на есть, обычные.
На первом месте идет нарушение Правил дорожного движения, на втором - неисправность автотранспорта и незнание иногородними водителями особенностей брянских дорог. Частые аварии на ровных участках можно объяснить тем, что люди расслабляются и совершают ошибки. Утомление от долгой дороги тоже способно сыграть свою роль, ведь нередки случаи, когда водители просто засыпают за рулем.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Верить в мистику, или нет, решать Вам. Но история свидетельствует, что «черные» места были известны с давних пор. Там не селились люди и не прокладывали дорог — предпочитали сделать крюк и обогнуть гиблое место. Доподлинно известно, например, что при возведении Санкт-Петербурга на просеках под будущие проспекты и улицы на деревьях вешали куски сырого мяса — там, где оно быстрее сгнивало, домов не ставили.
Определяли гиблые места также по поведению животных и с помощью лозоходцев. Эффект рамки широко известен — биолокационный механизм связан с непроизвольным сокращением мышц в момент пересечения человеком зоны разлома, в котором, как правило, и образуются подземные источники. Кстати, есть предположение, что виной некоторых аварий как раз и были непроизвольные мышечные сокращения рук водителя.
Впрочем, механизм воздействия геопатогенных зон изучен недостаточно, и гипотезы, выдвинутые учеными, еще требуют подтверждения. Однако то, что эти зоны оказывают на людей негативное влияние, не вызывает сомнений — действия водителей бывают неадекватными не только в самой зоне, но и после ее пересечения. Причем около 5% людей вообще ничего не замечают. На остальных же аномальные зоны оказывают различное влияние — по-видимому, оно зависит от особенностей организма человека. Кто-то, очутившись в «черном» месте, видит стену, кто-то туман, кому-то мерещится всякая чертовщина, а кто-то впадает в апатию и засыпает.
В любом случае, всегда соблюдайте Правила дорожного движения, ведь именно это обстоятельство всегда поможет Вам выйти из беды с минимальными потерями.