У ИСТОКОВ ВОДИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА...
Сейчас Правила дорожного движения - это сложный документ из десятков пунктов и сотен подпунктов, которые водители изучают годами и каждый открывают для себя что-то новое. А когда-то Правила были значительно проще, но не менее интересны. Итак, как должны были ездить первые автомобилисты сто лет назад?
До 1918 года Прикарпатье принадлежало Австро-Венгрии. Казалось бы, какие могли быть правила дорожного движения в такой древности? Однако они были. Более того, еще в конце XIX века венские чиновники поняли, что с появлением «адских машин» - автомобилей - необходимо государственное вмешательство в дорожном движении.
Уже в 1891 году имперское министерство торговли установило, что водитель перед тем, как он сядет за руль, должен проверить специальная комиссия местного департамента полиции. Она состояла из двух членов австрийского автомобильного клуба и одного автомеханика.
Эту проверку можно считать аналогом современных экзаменов на водительские права. Правда, кандидат появлялся на экспертизу уже на авто и демонстрировал свои навыки управления. В программу испытаний входило также движение задним ходом. Первые лицензии на управление заполнялись от руки на простеньких бланках, и каждый департамент оформлял их по-своему.
В Станиславе первые «тележки без коней» появились в первые годы XX века. Для горожан это была невиданная редкость. Однако собственником автомобиля мог стать не любой. Первым австрийским ограничением для водителей стал возраст - не менее 18 лет.
В 1905 году введены первые правила дорожного движения. Согласно им, водитель должен был не только хорошо ездить, но и разбираться в строении автомобиля. Цель - «безопасное управление транспортным средством». Теперь, сдав экзамен и получив соответствующую справку, водитель шел к полиции и получал водительские права. У них появилась фотография владельца. Правда, в правилах не указывалось, где человек должен учиться управлять машиной перед экзаменом.
Еще через пять лет, в 1910-м, появилась новая редакция правил. Чиновники добавили правила оборудования, испытания и лицензирование транспорта. Полиция получила право отказать в выдаче водительского удостоверения через проблемы со здоровьем, склонность к алкоголю и т.п.. Причиной таких новаций стало резкое увеличение количества автомобилей на дорогах империи. А еще за год до этого Австро-Венгрия подписала в Париже Международное соглашение об автомобильном транспорте. Тогда в Европе были введены первые единые дорожные знаки. Их было всего четыре: «неровная дорога», «поворот», «железнодорожный переезд», «перекресток».
Автомобили тогда не было сигналов поворота. Поэтому водители показывали направление движения руками. Поворот направо - рука вправо, влево - рука туда же. Если водитель собирался останавливаться, то поднимал руку вверх.
Но новации на дорогах части населения воспринимали скептически. Поэтому властям приходилось вести настоящую просветительскую работу. Так, в брошюре с правилами движения тех времен читаем: «Почему я соблюдать правила? Кто знает, где подстерегает опасность, тот пытается ее предупредить всеми средствами. С дорожным движением времени связана даже смертельная опасность. Пешеходы должны придерживаться правил не из-за страха наказания, а ради своего же здоровья ».
При поляках правила дорожного движения получили новых изменений. Чего стоит только переход с левостороннего движения на правостороннее? Менялись дорожные знаки, скоростной режим на дорогах. Но это уже тема для других статей.
К теме:
Несмотря на то, что дорожное движение в Станислав во времена Австро-Венгрии был не очень насыщенным, в городе все равно случались аварии. Так, 23 апреля 1911 года «Курьер Станиславовський» сообщал о наезде на пешехода:
«Известный в нашем городе спортсмен, ротмистр драгун, барон Кароль Риппи, уезжая стремительно улице Сапижинською, в минувший вторник переехал около шести вечера пятилетнюю Блиме Ейцнер, дочь Рахмиль и Хинди Ейцнерив. Прибывшие на место врачи доктор Рубинштейн и доктор Жаевський подтвердили у ребенка сильный ушиб головы, из чего может выйти сотрясение мозга. Родственники потерпевшей внесли дело против барона, который слишком часто гоняет своим авто по городу, в суд ».