ОСАГО: РЕФОРМА НАЗРЕЛА
Мало кто заметил, но в этом месяце отмечался юбилей события, которое стало знаковым буквально для каждого автомобилиста России. Ровно десять лет назад в июле 2003 года было введено обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а водители выучили для себя новую важную аббревиатуру — ОСАГО. Введение ОСАГО не встречало энтузиазма, а совсем наоборот — многие не понимали смысла подобного нововведения.
Прошли годы, и покупка полиса обязательного страхования превратилась в обычную процедуру и не вызывает былых страстей. Вроде бы, к ОСАГО уже все привыкли, но простые автомобилисты до сих пор недовольны существующей системой. А в середине июля замминистра финансов Алексей Моисеев и вовсе выступил с предложением взять да и отменить ее, заменив обязательное страхование на вменённое и прописав, какие именно риски люди обязаны страховать.
Идея вызвала бурю эмоций, оно и понятно — несмотря на 10 лет существования ОСАГО, многие автомобилисты недовольны тем, сколько стоит страховка. А страховые компании, в свою очередь, рассказывают об убыточности данного бизнеса и утверждают, что если резко не поднять тарифы, то нам грозит кризис «автогражданки».
Их позиция предельно понятна, зарабатывать хочется всем, но что же на деле? По статистике РСА, в 2012 году страховщики получили от ОСАГО 120 млрд рублей взносов, а выплатили почти в два раза меньше — 61,9 млрд рублей. И это с учетом того, что по ОСАГО нельзя получить возмещение морального ущерба, да и ремонт «жестянки» зачастую возмещают неохотно.
Так может нам и правда не так нужно ОСАГО? Быть может, 10 лет назад мы совершили ошибку, но просто уже свыклись с ней, а на самом деле ничего хорошего от обязательного автострахования нет? «Отнюдь, — считает координатор движения автомобилистов «Синие ведерки» Сергей Стоянов, — ОСАГО — исключительно положительный момент, ведь именно благодаря ему автоподставы стали носить единичный характер».
С этим сложно спорить. Конечно, полностью победить криминал на российских дорогах не удалось, но анекдоты с участием «нового русского» на Mercedes-Benz и бедного инженера на Запорожце явно ушли в прошлое, а ведь когда-то они были актуальны именно из-за своей повседневности.
С ОСАГО все хорошо? Вовсе нет. В настоящее время именно неэффективность обязательного автострахования является одной из причин пробок в крупных мегаполисах, вроде Москвы и Санкт-Петербурга, ведь так называемым «Европротоколом» — упрощенным вариантом оформления аварий без вызова ГИБДД — пользуются лишь в 3% случаев. Мало того, главная проблема ОСАГО заключается в том, что получить компенсацию может только тот водитель, который был признан невиновным в ДТП, в то время как и в Европе, и в США выплаты осуществляются и виновному водителю в случае, если речь шла об обычной аварии или, как говорят юристы, о «простой неосторожности».
Возникает вопрос: что же плохого в замене ОСАГО на вмененное, если в законе пропишут, какие риски автомобилист будет обязан страховать? Во-первых, на данный момент это — лишь предложение замминистра финансов Алексея Моисеева, никаких конкретных законопроектов или иных документов внесено не было. Во-вторых, проблема заключается в том, что обязательные для страхования риски по сути ничем не отличаются от имеющегося сейчас ОСАГО, однако никаких критериев, что именно считать риском и как будут осуществляться выплаты, нет. К примеру, знаете ли вы, что по ОСАГО автоматически страхуются все участники движения, в том числе — пешеходы? Сохранится ли эта особенность, если будут застрахованы только риски автомобилиста? Задумается ли он о подобном? Вопрос остается открытым.
Впрочем, водителям тоже зачастую не объясняют, что различные риски можно дополнительно застраховать и сейчас. Например, можно увеличить выплаты в случае аварии, сделав так называемое «расширение». Однако часто об этом не рассказывают сами страховщики — зачем, если люди и так берут то, что есть.
Кроме того, стоит понимать, что несмотря на кажущуюся схожесть, вмененное страхование отличается от обязательного. Так, обязательными в России считаются только те виды страхования, которые в соответствующий статус введены федеральными законами и приравненными к ними нормативными актами. С вмененным страхованием не все так однозначно, ведь правила страхования и тарифы государство уже устанавливать не будет. А что же будет? Мегарегулятор в виде Российского союза автостраховщиков? Какой-то другой орган, выполняющий эти функции? Или, может, полностью свободное ценообразование? К сожалению, ответа и на этот вопрос пока нет.
В итоге в глазах народа ОСАГО превратилось в еще одну госпошлину. Но стоит ли возвращаться назад и отказываться от обязательного страхования? Выскажем свое мнение по поводу сложившейся ситуации.
Во-первых, отмена ОСАГО ничего хорошего не принесет. Возврат в 90-е — это не выход, даже если каждому водителю на этом и удастся сэкономить ежегодно около 3-5 тысяч рублей. Заменить обязательное страхование на вмененное — тоже не лучшее решение, потому что оно не привносит фактически ничего нового, а отсутствие государства как регулятора в нашей стране обходится слишком дорого.
Однако реформа ОСАГО назрела! Давно пора привести нормативы обязательного автострахования к европейским — разрешить упрощенное оформление аварий без пострадавших вне зависимости от суммы ущерба, упростить выплату компенсаций пешеходам, разрешить взыскивать по ОСАГО моральный ущерб, а также четко следить за соблюдением тарифов.
Еще один важный момент — так называемые коэффициенты «бонус»-«малус». По идее эта система существует еще с момента появления ОСАГО, однако применять её стали только сейчас. Речь идет о особых скидках для тех, кто не попадает в аварии, и повышенных коэффициентах для тех, у кого было много ДТП. В Европе такая система означает, что тот, кто часто попадает в аварии, будет платить не только штрафы, но и обрекает себя на драконовские тарифы на страховку.
А что же у нас? Сплошь и рядом недобросовестные страховщики утверждают, что коэффициент автомобилиста автоматически будет равен единице. И это означает, что платить ему придется по повышенной ставке, даже если за спиной у водителя многолетний стаж безаварийный езды. Хорошо хоть на этот случай есть беспроигрышный вариант — сменить страховую компанию, если вам выставляют повышенные ставки. Да и таких случаев должно стать меньше, когда простые автомобилисты получат доступ к общей базе АИС ОСАГО.
Надо увеличивать и максимальную сумму компенсации. Ведь сейчас при аварии двух автомобилей максимальная выплата по «железу» составляет лишь 120 тысяч рублей. А при нынешних ценах на запчасти и ремонт это не так и много! Надо ли при этом увеличивать тарифы? Нам кажется, что нет. Скажете, это несправедливо по отношению к страховщикам? Отнюдь! По крайней мере, точно справедливее, чем когда страховщики выплачивают в два раза меньше, чем получают. И уж точно нужно жестче наказывать тех, кто нарушает установленные правила и нарочно завышает тарифы!
P.S. с 1 сентября 2013 года в России должна появиться единая система оценки ущерба при ДТП. Кроме того, Федеральная служба по финансовым рынкам предложила штрафовать за просрочку выплат страховые компании и должностных лиц, и её поддержал комитет Госдумы по финансовому рынку. Радует, что хотя бы на десятый год существования ОСАГО система начала двигаться в нужном направлении.