Версия для слабовидящих


В чем выражаются позитивные результаты работы Госавтоинспекции города Брянска на сегодняшний день?

усилился контроль поведения участников дорожного движения - 18.2%
прекратились бесцельные остановки транспортных средств - 13.6%
принимаются более строгие меры административной ответственности за серьезные нарушения ПДД - 9.1%
действия сотрудников направлены на оказание помощи участникам дорожного движения - 18.2%
все остается по-прежнему (без изменений) - 40.9%

Государственные услуги

Госавтоинспекция МВД России

УВД России по Брянской области

АВТОмобильный журнал

Брянские Новости

Рейтинг@Mail.ru

ОСАГО: РЕФОРМА НАЗРЕЛА

Мало кто заметил, но в этом месяце отмечался юбилей события, которое стало знаковым буквально для каждого автомобилиста России. Ровно десять лет назад в июле 2003 года было введено обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а водители выучили для себя новую важную аббревиатуру — ОСАГО. Введение ОСАГО не встречало энтузиазма, а совсем наоборот — многие не понимали смысла подобного нововведения.

 

Прошли годы, и покупка полиса обязательного страхования превратилась в обычную процедуру и не вызывает былых страстей. Вроде бы, к ОСАГО уже все привыкли, но простые автомобилисты до сих пор недовольны существующей системой. А в середине июля замминистра финансов Алексей Моисеев и вовсе выступил с предложением взять да и отменить ее, заменив обязательное страхование на вменённое и прописав, какие именно риски люди обязаны страховать.

Идея вызвала бурю эмоций, оно и понятно — несмотря на 10 лет существования ОСАГО, многие автомобилисты недовольны тем, сколько стоит страховка. А страховые компании, в свою очередь, рассказывают об убыточности данного бизнеса и утверждают, что если резко не поднять тарифы, то нам грозит кризис «автогражданки».

Их позиция предельно понятна, зарабатывать хочется всем, но что же на деле? По статистике РСА, в 2012 году страховщики получили от ОСАГО 120 млрд рублей взносов, а выплатили почти в два раза меньше — 61,9 млрд рублей. И это с учетом того, что по ОСАГО нельзя получить возмещение морального ущерба, да и ремонт «жестянки» зачастую возмещают неохотно.

Так может нам и правда не так нужно ОСАГО? Быть может, 10 лет назад мы совершили ошибку, но просто уже свыклись с ней, а на самом деле ничего хорошего от обязательного автострахования нет? «Отнюдь, — считает координатор движения автомобилистов «Синие ведерки» Сергей Стоянов, — ОСАГО — исключительно положительный момент, ведь именно благодаря ему автоподставы стали носить единичный характер».

С этим сложно спорить. Конечно, полностью победить криминал на российских дорогах не удалось, но анекдоты с участием «нового русского» на Mercedes-Benz и бедного инженера на Запорожце явно ушли в прошлое, а ведь когда-то они были актуальны именно из-за своей повседневности.

С ОСАГО все хорошо? Вовсе нет. В настоящее время именно неэффективность обязательного автострахования является одной из причин пробок в крупных мегаполисах, вроде Москвы и Санкт-Петербурга, ведь так называемым «Европротоколом» — упрощенным вариантом оформления аварий без вызова ГИБДД — пользуются лишь в 3% случаев. Мало того, главная проблема ОСАГО заключается в том, что получить компенсацию может только тот водитель, который был признан невиновным в ДТП, в то время как и в Европе, и в США выплаты осуществляются и виновному водителю в случае, если речь шла об обычной аварии или, как говорят юристы, о «простой неосторожности».

Возникает вопрос: что же плохого в замене ОСАГО на вмененное, если в законе пропишут, какие риски автомобилист будет обязан страховать? Во-первых, на данный момент это — лишь предложение замминистра финансов Алексея Моисеева, никаких конкретных законопроектов или иных документов внесено не было. Во-вторых, проблема заключается в том, что обязательные для страхования риски по сути ничем не отличаются от имеющегося сейчас ОСАГО, однако никаких критериев, что именно считать риском и как будут осуществляться выплаты, нет. К примеру, знаете ли вы, что по ОСАГО автоматически страхуются все участники движения, в том числе — пешеходы? Сохранится ли эта особенность, если будут застрахованы только риски автомобилиста? Задумается ли он о подобном? Вопрос остается открытым.

Впрочем, водителям тоже зачастую не объясняют, что различные риски можно дополнительно застраховать и сейчас. Например, можно увеличить выплаты в случае аварии, сделав так называемое «расширение». Однако часто об этом не рассказывают сами страховщики — зачем, если люди и так берут то, что есть.

Кроме того, стоит понимать, что несмотря на кажущуюся схожесть, вмененное страхование отличается от обязательного. Так, обязательными в России считаются только те виды страхования, которые в соответствующий статус введены федеральными законами и приравненными к ними нормативными актами. С вмененным страхованием не все так однозначно, ведь правила страхования и тарифы государство уже устанавливать не будет. А что же будет? Мегарегулятор в виде Российского союза автостраховщиков? Какой-то другой орган, выполняющий эти функции? Или, может, полностью свободное ценообразование? К сожалению, ответа и на этот вопрос пока нет.

В итоге в глазах народа ОСАГО превратилось в еще одну госпошлину. Но стоит ли возвращаться назад и отказываться от обязательного страхования? Выскажем свое мнение по поводу сложившейся ситуации.

Во-первых, отмена ОСАГО ничего хорошего не принесет. Возврат в 90-е — это не выход, даже если каждому водителю на этом и удастся сэкономить ежегодно около 3-5 тысяч рублей. Заменить обязательное страхование на вмененное — тоже не лучшее решение, потому что оно не привносит фактически ничего нового, а отсутствие государства как регулятора в нашей стране обходится слишком дорого.

Однако реформа ОСАГО назрела! Давно пора привести нормативы обязательного автострахования к европейским — разрешить упрощенное оформление аварий без пострадавших вне зависимости от суммы ущерба, упростить выплату компенсаций пешеходам, разрешить взыскивать по ОСАГО моральный ущерб, а также четко следить за соблюдением тарифов.

Еще один важный момент — так называемые коэффициенты «бонус»-«малус». По идее эта система существует еще с момента появления ОСАГО, однако применять её стали только сейчас. Речь идет о особых скидках для тех, кто не попадает в аварии, и повышенных коэффициентах для тех, у кого было много ДТП. В Европе такая система означает, что тот, кто часто попадает в аварии, будет платить не только штрафы, но и обрекает себя на драконовские тарифы на страховку.

А что же у нас? Сплошь и рядом недобросовестные страховщики утверждают, что коэффициент автомобилиста автоматически будет равен единице. И это означает, что платить ему придется по повышенной ставке, даже если за спиной у водителя многолетний стаж безаварийный езды. Хорошо хоть на этот случай есть беспроигрышный вариант — сменить страховую компанию, если вам выставляют повышенные ставки. Да и таких случаев должно стать меньше, когда простые автомобилисты получат доступ к общей базе АИС ОСАГО.

Надо увеличивать и максимальную сумму компенсации. Ведь сейчас при аварии двух автомобилей максимальная выплата по «железу» составляет лишь 120 тысяч рублей. А при нынешних ценах на запчасти и ремонт это не так и много! Надо ли при этом увеличивать тарифы? Нам кажется, что нет. Скажете, это несправедливо по отношению к страховщикам? Отнюдь! По крайней мере, точно справедливее, чем когда страховщики выплачивают в два раза меньше, чем получают. И уж точно нужно жестче наказывать тех, кто нарушает установленные правила и нарочно завышает тарифы!

P.S. с 1 сентября 2013 года в России должна появиться единая система оценки ущерба при ДТП.  Кроме того, Федеральная служба по финансовым рынкам предложила штрафовать за просрочку выплат страховые компании и должностных лиц, и её поддержал комитет Госдумы по финансовому рынку.  Радует, что хотя бы на десятый год существования ОСАГО система начала двигаться в нужном направлении.

 
Социальная реклама Пропаганда БДД Последствия ДТП
Обращение

Уважаемые участники дорожного движения!

Для Вас представлен официальный сайт отдела ГИБДД УМВД России по городу Брянску.

Подробнее

Телефон доверия УМВД России по Брянской области 72-22-33

Телефон дежурной части ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Брянску 74-71-02

Вызов экстренных служб

Единый номер вызова экстренных оперативных служб

Телефон: 112 с мобильного (сотового) телефона

Пожарная охрана

Телефон: 101 с мобильного (сотового) телефона

Полиция

Телефон: 102 с мобильного (сотового) телефона

Скорая помощь

Телефон: 103 с мобильного (сотового) телефона

Газовая служба

Телефон: 104 с мобильного (сотового) телефона