Версия для слабовидящих


В чем выражаются позитивные результаты работы Госавтоинспекции города Брянска на сегодняшний день?

усилился контроль поведения участников дорожного движения - 18.2%
прекратились бесцельные остановки транспортных средств - 13.6%
принимаются более строгие меры административной ответственности за серьезные нарушения ПДД - 9.1%
действия сотрудников направлены на оказание помощи участникам дорожного движения - 18.2%
все остается по-прежнему (без изменений) - 40.9%

Государственные услуги

Госавтоинспекция МВД России

УВД России по Брянской области

АВТОмобильный журнал

Брянские Новости

Рейтинг@Mail.ru

КОГДА ТЕРЯЕТСЯ КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛЬНОСТЬЮ…

Увы, к сожалению находятся водители, отваживающиеся сесть за руль "навеселе". И определить опасного "весельчака" заранее - дело полезное. Пьяный водитель не может реагировать на быстрое изменение обстановки, поэтому он не снижает заранее скорости у перекрестка на желтый или красный, а останавливается, резко тормозя; и уходит с перекрестка не сразу. Движется, явно выделяясь из потока (чаще едет медленнее всех, чем несется).

 

При перестроениях (подчас резких и нелогичных) практически не пользуется сигналами поворота (особенность очень характерная). Пьяный водитель на наших дорогах летит прямо по колдобинам, а если и объезжает, то маневрирует опять же очень резко. При проезде нерегулируемых перекрестков пусть вас насторожит как наглое проскакивание водителя, не имеющего преимущества, так и неоправданная остановка того, кто имеет право проезда. Плюс ко всему пьяные не реагируют на сигналы других водителей: хоть мигай, хоть гуди. И последнее - если посмотреть на лицо "подозреваемого", то у пьяного за рулем лицо застывшее, маскообразное - все его реакции заторможены, и мимика соответственно.

Однако это весьма общие признаки. А в частности.. Первое – все перечисленные признаки характерны для водителя, находящегося в существенной степени опьянения. И второе – легкая степень опьянения водителя, вопреки сложившемуся мнению, может быть еще более опасной, чем тяжелая.

Часто приходилось слышать что-то вроде "алкоголик за рулем – убийца". С одной стороны вроде бы верно, но с другой – если уж придираться к словам, то здесь важно не путаться в терминах. Алкоголик, сиречь лицо, страдающее алкогольной болезнью (или алкогольной зависимостью), у которого алкоголь уже частично включен в собственный обмен и стал обыденным, привычным для организма веществом по стилю вождения, "приняв на грудь", мало отличается от того, кто, к примеру, находится в состоянии тяжелого никотинового отравления. Но ведь заядлых курильщиков никто прав не лишает? Хотя давно замечено (кстати, это относится ко всем видам наркотических зависимостей – в том числе и к алкогольной, и собственно к никотиновой) наркоманы, алкоголики и курильщики со стажем имеют прежде всего резко сниженную скорость реакции. Но тот же заядлый курильщик в силу сниженной реакции автоматически едет чуть медленнее, чем мог бы. И его скорости реакции чаще всего хватает на длину тормозного пути. Алкоголик в состоянии средней степени опьянения едет в общем точно так же. Но попадают в ДТП они чаще за счет того, что в нужное время не успевают среагировать и предпринять необходимый "маневр последнего момента".

Но в обычной, не критической дорожной ситуации алкоголик в средней степени опьянения, как было сказано выше, хоть и отличается не совсем логичной манерой вождения, как правило, ощущает себя весьма умиротворенно, не агрессивен и стремится доставить окружающим как можно меньше помех (точнее – привлечь к себе как можно меньше внимания).

В этом плане особенно опасны разговоры "о допустимой минимальной дозе спиртного для водителя!" Потому, что в силу специфики воздействия алкоголя на организм особенно опасны в состоянии опьянения две категории водителей.

Первая – водители в тяжелой степени опьянения, когда человек абсолютно "не ведает, что творит". Причем это вне того факта, алкоголик он или нет (просто алкоголику для достижения такой степени потребуется куда больше спиртного). Главное – что он в силу потери контроля над реальностью вообще не соображает, где он и что делает. У такого человека любой предмет в руках становится потенциально опасным, а уж автомобиль – тем более.

Вторая категория – так называемые "недопитые" водители. То бишь те, кто выпил "немного". В силу привычного пьянства, или алкоголизма начальной стадии, повышающего уровень алкогольной толерантности (устойчивости организма к воздействию спиртного), принятая доза привела не к вышеописанному "умиротворенному пассивному состоянию" (когда водитель либо вообще не садится за руль, либо едет весьма осторожно), а к ощущению злобы, агрессии, раздражительности. При этом его реакция также замедляется, но скорость движения он не снижает в силу агрессивного состояния. Именно такие "недопитые водители" летят по дорогам неоправданно быстро, игнорируют светофоры, «поворотники», делают резкие перестроения, спихивают с дороги всех "мешающихся под ногами", невзирая ни на дорожную обстановку, ни даже на мощность и стоимость "мешающихся под ногами" машин – и вообще ощущают себя на дороге этакими напряженными Шумахерами, готовыми всех порвать. У них в таком состоянии снижена не столько скорость реакции, сколько в первую очередь критичность к своим действиям. А в сочетании с ощущением злобы и агрессии это дает некую постоянную готовность к драке и вообще к любому столкновению.

И самое страшное – то, что алкогольное опьянение таких водителей внешне для других не очевидно. Потому что он выпил столько, что его только раздразнило. Единственное, что их выдает – это откровенно хамское поведение, неоправданная развязность – то, про что обычно говорят "на грубость нарывается". Такой "недопитый" водитель откровенно хамит автоинспектору, бросается с кулаками (а то и с битой) на других участников движения, а в случае освидетельствования на алкоголь запросто может активно угрожать эксперту, пытаться порвать протокол и т.п.

Вот и получается, что "малые дозы за рулем" (за допущение которых ратовали довольно многие) могут быть опасней больших.

Вот пример для наглядности. Есть такой прибор, определяющий "степень бинокулярности" зрения: насколько успешно человек пользуется обоими глазами. Испытуемому предлагается на данном приборе с помощью обоих глаз определить точное расстояние до некоего предмета. Сам прибор представляет из себя длинный тубус, внутри которого примерно в метре от окуляров расположен в центре один неподвижный стержень, а справа и слева от него – два подвижных. А специальными рукоятками можно эти подвижные стержни передвигать вперед-назад. И для "проверки бинокулярности" предлагается все эти три стержня выставить примерно на одинаковом (по оценке испытуемого) расстоянии от глаз.

Среднестатистический трезвый человек, выполняя эту задачу, затрачивает от полутора до пяти секунд и выдает результат с точностью до нескольких миллиметров. Более дотошные тратят больше времени, но выставляют стержни еще точнее – до долей миллиметра! А легкое алкогольное опьянение заставляет испытуемого тратить на задачу от 0,3 до 0,5 секунд (больше не получается – такой испытуемый говорит "все, поставил!" и дальше заниматься этим отказывается), но точность выполнения при этом – 30-40 САНТИМЕТРОВ. И это всего в метре от его носа!

Вот точно так же человек в легком алкогольном опьянении управляет машиной. Он не замечает грубых ошибок в своем управлении, недостаточно внимательно относится к процессу вождения, переоценивает свои силы и в итоге настаивает на том, что "все равно делает все правильно и точно".

Но в упомянутом приборе хотя бы можно раскрыть тубус и показать человеку, насколько точно он выставил метки на самом деле; а в жизни что-то доказать такому слегка пьяному водителю может только наличие разбитой машины (и к великому сожалению – подчас не только своей, но и чужой…)

Некоторым особняком здесь стоит такая зависимость, как наркомания. Но не потому, что она предлагает к рассмотрению нечто новое в плане физиологических проявлений: нет, это те же наружные реакции, разве что в тяжелом наркотическом опьянении сочетающиеся еще и с психотическими явлениями (галлюцинациями). Такой водитель может легко мчаться по встречной полосе с огромной скоростью – потому что ему кажется, что за ним, к примеру, гонится танк. Но его, как и хорошо выпившего, можно легко вычислить в потоке по ярко выраженным неадекватным действиям, и тем самым предотвратить его дальнейшее нахождение за рулем в таком состоянии. А очень тяжелое наркотическое одурманивание вообще приводит к частичному параличу конечностей и в принципе лишает человека возможности вести автомобиль.

Водитель же в легком наркотическом опьянении ощущает себя так же, как недопитый алкоголик. Что называется – кайф не пришел. Ощущается аффект, напряжение, озлобленность. А плюс к этому – нет специфического запаха. Этим наркоманы вдвойне опасны. А все прочее у них точно так же, как и у выпивших.

И если уж говорить в общем, то любой одурманенный человек за рулем всегда опасен, независимо от того, чем он одурманился – наркотиком, алкоголем или никотином. Даже вышеупомянутый "умиротворенный алкоголик" представляет собой угрозу для движения – в силу той же сниженной реакции, неадекватной оценки ситуации и расстояния до объекта и т.п. А тем, что он едет неоправданно медленно, он часто провоцирует аварийную ситуацию не для себя, а для других. Так что выражение "пьяный за рулем – убийца" по сути недалеко от реальности… Причем даже тогда, когда речь идет не столько о пьяном, сколько о "слегка выпившем"!

 
Социальная реклама Пропаганда БДД Последствия ДТП
Обращение

Уважаемые участники дорожного движения!

Для Вас представлен официальный сайт отдела ГИБДД УМВД России по городу Брянску.

Подробнее

Телефон доверия УМВД России по Брянской области 72-22-33

Телефон дежурной части ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Брянску 74-71-02

Вызов экстренных служб

Единый номер вызова экстренных оперативных служб

Телефон: 112 с мобильного (сотового) телефона

Пожарная охрана

Телефон: 101 с мобильного (сотового) телефона

Полиция

Телефон: 102 с мобильного (сотового) телефона

Скорая помощь

Телефон: 103 с мобильного (сотового) телефона

Газовая служба

Телефон: 104 с мобильного (сотового) телефона