КОГДА ТЕРЯЕТСЯ КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛЬНОСТЬЮ…
Увы, к сожалению находятся водители, отваживающиеся сесть за руль "навеселе". И определить опасного "весельчака" заранее - дело полезное. Пьяный водитель не может реагировать на быстрое изменение обстановки, поэтому он не снижает заранее скорости у перекрестка на желтый или красный, а останавливается, резко тормозя; и уходит с перекрестка не сразу. Движется, явно выделяясь из потока (чаще едет медленнее всех, чем несется).
При перестроениях (подчас резких и нелогичных) практически не пользуется сигналами поворота (особенность очень характерная). Пьяный водитель на наших дорогах летит прямо по колдобинам, а если и объезжает, то маневрирует опять же очень резко. При проезде нерегулируемых перекрестков пусть вас насторожит как наглое проскакивание водителя, не имеющего преимущества, так и неоправданная остановка того, кто имеет право проезда. Плюс ко всему пьяные не реагируют на сигналы других водителей: хоть мигай, хоть гуди. И последнее - если посмотреть на лицо "подозреваемого", то у пьяного за рулем лицо застывшее, маскообразное - все его реакции заторможены, и мимика соответственно.
Однако это весьма общие признаки. А в частности.. Первое – все перечисленные признаки характерны для водителя, находящегося в существенной степени опьянения. И второе – легкая степень опьянения водителя, вопреки сложившемуся мнению, может быть еще более опасной, чем тяжелая.
Часто приходилось слышать что-то вроде "алкоголик за рулем – убийца". С одной стороны вроде бы верно, но с другой – если уж придираться к словам, то здесь важно не путаться в терминах. Алкоголик, сиречь лицо, страдающее алкогольной болезнью (или алкогольной зависимостью), у которого алкоголь уже частично включен в собственный обмен и стал обыденным, привычным для организма веществом по стилю вождения, "приняв на грудь", мало отличается от того, кто, к примеру, находится в состоянии тяжелого никотинового отравления. Но ведь заядлых курильщиков никто прав не лишает? Хотя давно замечено (кстати, это относится ко всем видам наркотических зависимостей – в том числе и к алкогольной, и собственно к никотиновой) наркоманы, алкоголики и курильщики со стажем имеют прежде всего резко сниженную скорость реакции. Но тот же заядлый курильщик в силу сниженной реакции автоматически едет чуть медленнее, чем мог бы. И его скорости реакции чаще всего хватает на длину тормозного пути. Алкоголик в состоянии средней степени опьянения едет в общем точно так же. Но попадают в ДТП они чаще за счет того, что в нужное время не успевают среагировать и предпринять необходимый "маневр последнего момента".
Но в обычной, не критической дорожной ситуации алкоголик в средней степени опьянения, как было сказано выше, хоть и отличается не совсем логичной манерой вождения, как правило, ощущает себя весьма умиротворенно, не агрессивен и стремится доставить окружающим как можно меньше помех (точнее – привлечь к себе как можно меньше внимания).
В этом плане особенно опасны разговоры "о допустимой минимальной дозе спиртного для водителя!" Потому, что в силу специфики воздействия алкоголя на организм особенно опасны в состоянии опьянения две категории водителей.
Первая – водители в тяжелой степени опьянения, когда человек абсолютно "не ведает, что творит". Причем это вне того факта, алкоголик он или нет (просто алкоголику для достижения такой степени потребуется куда больше спиртного). Главное – что он в силу потери контроля над реальностью вообще не соображает, где он и что делает. У такого человека любой предмет в руках становится потенциально опасным, а уж автомобиль – тем более.
Вторая категория – так называемые "недопитые" водители. То бишь те, кто выпил "немного". В силу привычного пьянства, или алкоголизма начальной стадии, повышающего уровень алкогольной толерантности (устойчивости организма к воздействию спиртного), принятая доза привела не к вышеописанному "умиротворенному пассивному состоянию" (когда водитель либо вообще не садится за руль, либо едет весьма осторожно), а к ощущению злобы, агрессии, раздражительности. При этом его реакция также замедляется, но скорость движения он не снижает в силу агрессивного состояния. Именно такие "недопитые водители" летят по дорогам неоправданно быстро, игнорируют светофоры, «поворотники», делают резкие перестроения, спихивают с дороги всех "мешающихся под ногами", невзирая ни на дорожную обстановку, ни даже на мощность и стоимость "мешающихся под ногами" машин – и вообще ощущают себя на дороге этакими напряженными Шумахерами, готовыми всех порвать. У них в таком состоянии снижена не столько скорость реакции, сколько в первую очередь критичность к своим действиям. А в сочетании с ощущением злобы и агрессии это дает некую постоянную готовность к драке и вообще к любому столкновению.
И самое страшное – то, что алкогольное опьянение таких водителей внешне для других не очевидно. Потому что он выпил столько, что его только раздразнило. Единственное, что их выдает – это откровенно хамское поведение, неоправданная развязность – то, про что обычно говорят "на грубость нарывается". Такой "недопитый" водитель откровенно хамит автоинспектору, бросается с кулаками (а то и с битой) на других участников движения, а в случае освидетельствования на алкоголь запросто может активно угрожать эксперту, пытаться порвать протокол и т.п.
Вот и получается, что "малые дозы за рулем" (за допущение которых ратовали довольно многие) могут быть опасней больших.
Вот пример для наглядности. Есть такой прибор, определяющий "степень бинокулярности" зрения: насколько успешно человек пользуется обоими глазами. Испытуемому предлагается на данном приборе с помощью обоих глаз определить точное расстояние до некоего предмета. Сам прибор представляет из себя длинный тубус, внутри которого примерно в метре от окуляров расположен в центре один неподвижный стержень, а справа и слева от него – два подвижных. А специальными рукоятками можно эти подвижные стержни передвигать вперед-назад. И для "проверки бинокулярности" предлагается все эти три стержня выставить примерно на одинаковом (по оценке испытуемого) расстоянии от глаз.
Среднестатистический трезвый человек, выполняя эту задачу, затрачивает от полутора до пяти секунд и выдает результат с точностью до нескольких миллиметров. Более дотошные тратят больше времени, но выставляют стержни еще точнее – до долей миллиметра! А легкое алкогольное опьянение заставляет испытуемого тратить на задачу от 0,3 до 0,5 секунд (больше не получается – такой испытуемый говорит "все, поставил!" и дальше заниматься этим отказывается), но точность выполнения при этом – 30-40 САНТИМЕТРОВ. И это всего в метре от его носа!
Вот точно так же человек в легком алкогольном опьянении управляет машиной. Он не замечает грубых ошибок в своем управлении, недостаточно внимательно относится к процессу вождения, переоценивает свои силы и в итоге настаивает на том, что "все равно делает все правильно и точно".
Но в упомянутом приборе хотя бы можно раскрыть тубус и показать человеку, насколько точно он выставил метки на самом деле; а в жизни что-то доказать такому слегка пьяному водителю может только наличие разбитой машины (и к великому сожалению – подчас не только своей, но и чужой…)
Некоторым особняком здесь стоит такая зависимость, как наркомания. Но не потому, что она предлагает к рассмотрению нечто новое в плане физиологических проявлений: нет, это те же наружные реакции, разве что в тяжелом наркотическом опьянении сочетающиеся еще и с психотическими явлениями (галлюцинациями). Такой водитель может легко мчаться по встречной полосе с огромной скоростью – потому что ему кажется, что за ним, к примеру, гонится танк. Но его, как и хорошо выпившего, можно легко вычислить в потоке по ярко выраженным неадекватным действиям, и тем самым предотвратить его дальнейшее нахождение за рулем в таком состоянии. А очень тяжелое наркотическое одурманивание вообще приводит к частичному параличу конечностей и в принципе лишает человека возможности вести автомобиль.
Водитель же в легком наркотическом опьянении ощущает себя так же, как недопитый алкоголик. Что называется – кайф не пришел. Ощущается аффект, напряжение, озлобленность. А плюс к этому – нет специфического запаха. Этим наркоманы вдвойне опасны. А все прочее у них точно так же, как и у выпивших.
И если уж говорить в общем, то любой одурманенный человек за рулем всегда опасен, независимо от того, чем он одурманился – наркотиком, алкоголем или никотином. Даже вышеупомянутый "умиротворенный алкоголик" представляет собой угрозу для движения – в силу той же сниженной реакции, неадекватной оценки ситуации и расстояния до объекта и т.п. А тем, что он едет неоправданно медленно, он часто провоцирует аварийную ситуацию не для себя, а для других. Так что выражение "пьяный за рулем – убийца" по сути недалеко от реальности… Причем даже тогда, когда речь идет не столько о пьяном, сколько о "слегка выпившем"!