ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ Г. БРЯНСКА ПОДВЕЛА ИТОГИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ ОБСТАНОВИ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2023 ГОДА
В Госавтоинспекции по городу Брянску прошел брифинг с представителями местных средств массовой информации. В своем выступление начальник ОГИБДД УМВД России по г. Брянску подполковник полиции Алексей Коноваленко остановился на наиболее проблемных вопросах аварийности по итогам девяти месяцев 2023 года.
- За 9 месяцев текущего года на территории областного центра зарегистрировано 156 ДТП, в которых погибло 8 человек и 194 участника дорожного движения получили травмы. По сравнению с таким же периодом 2022 года в Брянске отмечается увеличение числа ДТП на 1,3 % и травмированных на 10,2 %. Вместе с тем, несмотря на рост данных показателей, сократилось на 11,1 % число погибших в ДТП граждан.
В ходе брифинга журналисты местных изданий получили ответы на интересующие их вопросы.
Алексей Владимирович, а как выглядит статистика аварийности в Брянске в разрезе последних нескольких лет? Какова динамика, есть ли позитивные изменения в части уменьшения количества дорожных происшествий?
- Безусловно, положительные изменения на лицо. Мы постоянно анализируем аварийность за пятилетний период и, если брать 9 месяцев последних пяти лет, то можно сделать следующие выводы. Количественный показатель ДТП, погибших и раненых с 2018 года сократился более, чем в два раза. Так, в 2018 году в Брянске произошло 367 ДТП, в которых погибли 11 человек и 420 были травмированы. За прошедшие пять лет это самые высокие показатели аварийности, за исключением числа погибших. А вот «лидером» по количеству смертельных ДТП, когда погибли 19 участников дорожного движения, стал 2020 год. Таким образом, на лицо положительная динамика, хотя в структуре городской аварийности есть проблемные точки, которые вызывают обеспокоенность и необходимость в принятии дополнительных мер по стабилизации ситуации.
Насколько остро в Брянске стоит проблема пьянства за рулем?
- Посудите сами: ежедневно, за очень редким исключением, сотрудники ДПС отстраняют от управления транспортными средствами водителей с признаками опьянения. За указанный период в г. Брянске сотрудниками Госавтоинспекции пресечено свыше 700 фактов управления транспортными средствами водителями, имеющими признаки опьянения. То есть 700 потенциальных убийц убрали с городских дорог. Из них более 470 случаев, когда водители отказались от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. В этом году в полтора раза возросло число водителей-наркоманов, таких фактов было выявлено 29. Не уменьшается число так называемых водителей-«рецидивистов», которые ранее уже были привлечены к ответственности за нетрезвое вождение и вновь сели за руль. С начала года сотрудники полиции возбудили 111 уголовных дел по ст. 264.1 Уголовного кодекса РФ.
Алексей Владимирович, судя по статистике, количество «пьяных» ДТП в Брянске снижается. Означает ли это, что Госавтоинспекция переключится на профилактику каких-то иных проблемных видов ДТП, ослабив работу в данном направлении?
- Ни в коем случае. Госавтоинспекция последовательно реализует комплекс мер, направленных на профилактику различного вида происшествий. Но борьба с пьянством за рулем является приоритетным направлением деятельности ГИБДД, так как последствия подобных автоаварий чрезвычайно негативны и непоправимы. И никакое снижение количества таких ДТП не заставит сотрудников Госавтоинспекции поменять вектор работы в данном направлении, ослабить так называемый «контроль трезвости». Действительно, в сравнении с прошлым годом значительно сократились все три показателя нетрезвых ДТП: число происшествий (5) сократилось в два раза (- 50,0 %), количество погибших уменьшилось с 3 до 1, а раненых (5) на – 61,5 %. И это результат не только нашей работы, но и возрастающей активности граждан в стремлении искоренить это зло с брянских дорог. В текущем году горожане оказали нам помощь в отстранении от управления транспортными средствами 15-ти водителей, за что им огромная благодарность. Значительный вклад в профилактику вносят и ваши коллеги – журналисты, информируя населения Брянска о проведении и результатах оперативно-профилактических мероприятий «Нетрезвый водитель», а также о ежедневно выявляемых фактах нетрезвого вождения.
Алексей Владимирович, многие наши читатели недоумевают, для чего Госавтоинспекция предупреждает водителей о рейдах трезвости?
- А цель проста – отбить желание у пьяного человека вообще начать поездку, предотвратить возможное ДТП и спасти чью-то жизнь.
Как на сегодняшний день обстоит ситуация с аварийностью с участием пешеходов? Есть ли изменения к лучшему в дисциплине пеших участников дорожного движения?
- В структуре аварийности г. Брянска наезды на пешеходов занимают второе место после столкновений транспортных средств. В целом по итогам 9-ти месяцем мы констатируем снижение как числа наездов на пешеходов (37 ДТП, - 24,5 %), так и числа раненых (35; - 27,1 %). Количество погибших (3) остается стабильным. За пять лет число ДТП, погибших и раненых пешеходов сократилось в 3,5 раза. Ежегодно улучшается и дисциплина пешеходов. В этом году они стали виновниками 10-ти ДТП (- 37,5 %) с одним погибшим (- 50,0 %) и 9-ю ранеными (- 35,7 %). Сокращается и количество наездов на пешеходных переходах. Вместе с тем, за 9 месяцев в Брянске возросло число происшествий, погибших и травмированных на регулируемых пешеходных переходах: в 9-ти случаях (+ 50,0 %) один человек погиб (в прошлом году таких фактов не было) и 8 человек получили ранения (+ 33,3 %). В этой связи Госавтоинспекцией г. Брянска еще в начале года было внесено предложение в Брянскую городскую администрацию о переводе светофорных объектов в режим «всем красный». Это означает, что при включении запрещающего сигнала светофора для водителей, для пешеходов несколько секунд также горит «красный». Данная мера позволяет успокоить автотрафик и избежать наезда на пешехода тем водителем, который стремится «проскочить» на желтый сигнал светофора.
Алексей Владимирович, в начале Вашего выступления Вы сказали, что в структуре городской аварийности есть проблемные точки. Остановитесь на этом, пожалуйста, подробнее.
- В-первую очередь, хочу отметить ежегодную проблематику мото-автоаварий. В текущем году в два раза (!) возросло количество ДТП с участием водителей мототранспорта – это 18 происшествий, в которых погибли два человека и получили травмы 16 любителей двухколесной техники. При этом доля мотоциклистов – виновников ДТП невелика: по их вине произошло лишь 4 дорожно-транспортных происшествия (отмечается сокращение на – 33,3 %), в которых погибших нет (прошу это отметить), травмировано 4 человека. В этой связи не могу не остановиться на резонансном дорожно-транспортном происшествий, произошедшем в поселке Белые Берега, когда в результате столкновения автомобиля под управлением нетрезвого водителя с мотоциклом под управлением 16-летнего подростка, последний впоследствии скончался в больнице. По данному поводу в социальных сетях велись довольно жесткие споры. Многие комментаторы, с их слов, не видят ничего предосудительного в том, что подростки, не прошедшие обучение в автошколе, не получившие соответствующей категории водительское удостоверение, катаются на мототехнике по дорогам. Очевидно, что вина лежит на пьяном водителе. Сам факт управления транспортным средством в состоянии опьянения уже преступен. Но! Хотелось бы, чтобы население понимало, что в свое время законодатель пошел на такую меру, как обязательное обучение в автошколе любителей мопедов, скутеров и легких мотоциклов, а также ввел соответствующие категории водительских удостоверений на такую технику, только лишь по одной причине: в России был запредельно высок процент гибели подростков-мотоциклистов, не имеющих ни навыков вождения, ни знаний ПДД, в дорожно-транспортных происшествиях. В Брянской области смертельные ДТП с их участием происходят ежегодно! Каждый год мы теряем наших детей просто потому, что бездумно покупаем им мототехнику, ошибочно полагая, что с нашими детьми ничего страшного произойти не может, оправдывая себя тем, что мальчики всегда увлекались мотоциклами, катались по сельским дорогам и абсолютное большинство из них благополучно дожили до солидного возраста. Такая позиция крайне опасна и решительно необходимы очередные изменения на законодательном уровне, так как ни уговоры, ни убеждения на родителей и самих подростков не действуют. В этой связи Госавтоинспекция г. Брянска абсолютно согласна с инициативой общественной палаты региона, которая предложила (единогласно!) обратиться к депутатам Государственной Думы внести изменения в законодательство и установить штраф за управление транспортными средствами несовершеннолетними в размере не менее 100 тысяч рублей и столько же – для тех, кто передает подросткам транспортное средство. Штраф за вождение без мотошлема предлагается увеличить до 50 тысяч рублей. Кром того, общественники считают необходимым увеличить размер штрафа и за нетрезвое вождение. Да, указанный суммы очень значительны, но разве жизнь ребенка дешевле? Она вообще бесценна! Очень надеемся, что предложения брянской общественной палаты будут реализованы, это в значительной мере «отрезвит» родителей и мы наконец-то перестанем хоронить наших детей, проклиная себя за покупку мотоцикла или автомобиля.
Алексей Владимирович, понятно, что водители являются основными виновникам автоаварий. А какие нарушения Правил дорожного движения, следствием которых становятся ДТП с пострадавшими, наиболее распространены в нашем городе?
- Да, действительно большинство ДТП происходят по причине нарушений ПДД водителями транспортных средств. Доля таких автоаварий в Брянске составляет 80%. Основными причинами совершения нарушений в области дорожного движения являются низкий уровень правосознания, отсутствие адекватного понимания участниками дорожного движения причин и механизма возникновения ДТП, практика агрессивного стиля вождения. В нашем городе основная причина ДТП по вине водителей – это нарушение правил проезда перекрестков, а это каждое третье ДТП (42). В таких происшествиях погибли 2 человека и 52 получили травмы. Причем, эти показатели выше, чем в прошлом году. Особо хочу отметить такую причину ДТП, как проезд на запрещающий сигнал светофора. Не самое распространенное нарушение (12 ДТП, 1 погибший, 14 раненых), но отмечается очень значительный рост всех трех показателей (+ 140 % ДТП, + 180 % раненых, число погибших увеличилось при нулевом значении прошлого года). А это в очередной раз доказывает, что транспортная дисциплина водителей крайне далека от идеала.
Сотрудники Госавтоинспекции проводят серьезную профилактическую работу с детьми. Понятно, что дети – особенная категория участников дорожного движения и применительно к ним не всегда юридически грамотно употреблять определение «виновник ДТП». Но все же, как часто в Брянске происходят дорожно-транспортные происшествия из-за нарушений ПДД детьми?
- За 9 месяцев 2023 года в городе зарегистрировано 19 дорожно-транспортных происшествий с участием детей в возрасте до 16 лет (этот показатель остался стабильным), в которых было травмировано 20 несовершеннолетних (- 4,8 %). Абсолютное большинство ДТП (14) – это наезды на детей-пешеходов. Причем в этом году таких случаев больше на 16,7 %. Но здесь необходимо отметить, что чаще всего наезды на несовершеннолетних совершались на пешеходных переходах (9 ДТП и раненых). В сравнении с прошлым годом это на 80 % больше! А вот число ДТП, условными виновниками которых явились дети-нарушители, сократилось с 4-х в прошлом году до 3-х в этом году. Таким образом, мы вновь возвращаемся к вопросу низкой транспортной дисциплины водителей.
Алексей Владимирович, как улучшить положение с аварийностью на дорогах Брянска?
- В последние годы благодаря национальному проекту «Безопасные и качественные дороги» очень многое уже сделано и многое еще будет делаться для улучшения условий движения как водителей транспорта, так и пешеходов. Госавтоинспекция в свою очередь будет наращивать темпы проведения тех или иных профилактических мероприятий, продолжать принятие необходимых мер надзорного реагирования в рамках предоставленных полномочий. Отвечая на Ваш вопрос, хочу акцентировать внимание на следующем: очень важно и крайне необходимо привить людям всех возрастов нетерпимость к нарушениям Правил, сформировать в сознании человека понимание того, что игнорирование ПДД недопустимо! Но для этого мы должны воспитать в себе, в наших детях уважение к человеческой жизни, понимание ее безоговорочной ценности. Лишь тогда мы сможем добиться устойчивых положительных сдвигов в сфере безопасности дорожного движения.