ПЕШЕХОДЫ-НАРУШИТЕЛИ: РАЗБОР ДОРОЖНЫХ СИТУАЦИЙ
Они — самые незащищённые участники движения. Но зачастую не менее опасные, чем недобропорядочные водители. Мы говорим о тех пешеходах, которые считают, что дорога принадлежит только им.
Эгоизм вообще не самая лучшая модель поведения. А на дороге — тем более. Ведь если в обычной жизни мы руководствуемся, как правило, неписанными этическими нормами и вольны поступать, что называется, в меру своей испорченности, то равноправие участников движения закреплено в официальном документе. С этих азов начинается обучение в автошколе — стоит только открыть тоненькую книжку ПДД, как сразу перед глазами появляется пункт 1.2., в котором, помимо прочего, дано точное определение: «Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства. Иными словами, знать и выполнять требования Правил обязаны все перечисленные категории людей, независимо от того, ездят они на колёсах или перемещаются пешком.
Вот только пешеходы, к сожалению, изучением ПДД обычно себя не утруждают. Парадоксально, но даже некоторые водители, едва поставив автомобиль на стоянку и закрыв дверь, зачастую как будто обнуляют себе память и уже не обращают внимания на знаки и разметку. Переключил тумблер в голове и пошёл домой... Многие даже инстинкт самосохранения теряют. Зачем ещё о чём-то думать, если тебе и так автоматически должны уступать!?
Идёт себе человек, взгляд рассеянный... И вдруг резко поворачивает налево, даже не оглянувшись. Ему всё равно, что до пешеходного перехода ещё пара метров осталось. И что водитель банально мог вовремя не заметить истёртую «зебру». Я главный, пусть весь автомобильный мир подождёт!
Впрочем, есть пешеходы, которые идут на риск сознательно. Они подозревают, что делают что-то нехорошее, но им либо лень поступать по Правилам, либо недостаток знаний не даёт это сделать, либо играет банальное хамство — мне надо и всё. А водитель пусть сам свои проблемы решает. И действительно, нормальные автомобилисты стараются как могут уберечь человеческую жизнь и увернуться от пешеходов-нарушителей. Ведь в случае чего придётся отвечать в первую очередь владельцу «транспортного средства повышенной опасности», коим и является автомобиль.
Ещё одна проблема заключается в том, что пешеходы по большей части не понимают физику движения автомобиля. Ну не может даже самая маленькая машинка весом меньше тонны остановиться за одно мгновение! Особенно когда под колёсами скользкое покрытие.
Но, допустим, водитель остановился, чтобы пропустить пешехода. Пешеход, естественно, рад — его пропускают! И он беспечно бежит вперёд, не думая о том, что по следующей полосе может лететь другая машина, водителю которой он не виден.
Экстренное торможение перед пешеходным переходом может спасти человека, но поставить под удар автомобиль. Понятно, что водитель обязан держать безопасную дистанцию, но когда машина впереди ни с того, ни с сего вдруг вспыхивает стоп-сигналами, немудрено и растеряться. В итоге снова получаем привычную картину: пешеход чинно следует к противоположной обочине, а автомобилисты остаются разбираться с ДТП.
Впрочем, излишне осторожные и пугливые пешеходы тоже могут наломать дров. Ведь не случайно однозначность и понятность действий считается одним из главных факторов безопасности на дороге. К примеру, водитель вовсе не обязан ждать, пока человек дойдёт до противоположного тротуара. Главное — не создать ему помех (об этом говорит всё тот же п. 1.2 ПДД). Но, согласитесь, трудно предугадать, что пешеход вдруг развернётся и побежит назад. А машина ведь уже начала набирать ход... Такие ситуации – увы, тоже встречаются.
Конечно, нельзя сказать, что все без исключения пешеходы — вредители. Просто ещё раз напоминаем — лихачи встречаются не обязательно лишь среди водителей. Вот только если недобросовестного человека за рулём защищает хотя бы стальной корпус, то пешеход-нарушитель, как сапёр, ошибается один раз. Помните — второго шанса жизнь может не дать. Так, может, лучше относиться к ней бережно?
КАК ИЗБЕЖАТЬ НАЕЗДА НА ПЕШЕХОДА
Если в соседнем ряду машины вдруг притормаживают, тоже сбавьте ход. Возможно, они пропускают слишком ретивого пешехода и он вас просто не видит.
Если вдоль дороги растут кусты или деревья, имейте в виду, что из-за них может неожиданно выскочить пешеход.
Даже если человек начал движение по переходу, не исключено, что он вдруг развернётся и пойдёт назад — имейте это в виду и не ускоряйтесь слишком быстро.
Если пешеход идёт по обочине спиной к вам, сбавьте скорость и увеличьте интервал. Человек может пойти через дорогу, не оборачиваясь.
По статистике, человек может спокойно ожидать очереди на переход порядка 20-25 секунд. После чего начинает нервничать и подсознательно ищет возможности перебежать дорогу, пусть даже и на красный сигнал светофора. Будьте готовы к этому.
Осенью ДТП с участием пешеходов учащаются. Темнеет рано. Пока не выпал снег, видимость на дороге плохая. Поэтому сотрудники Госавтоинспекции Брянска рекомендуют всем пешеходам использовать световозвращающие элементы, даже находясь в городской черте.