ВОДИТЕЛЬ! ВЕДЬ ТЫ ТОЖЕ БЫВАЕШЬ ПЕШЕХОДОМ!
В последнее время значительно увеличилось количество автоаварий, связанных с наездами на пешеходов. Анализ показывает, что 80 % этих ДТП произошли, когда пешеходы переходили дорогу справа налево по ходу движения автомобиля.
Это объясняется, во-первых, тем, что движение пешеходов происходит очень близко относительно правой стороны по ходу движения автомобиля. Поэтому водитель не всегда имеет возможность предупредить происшествие. Во-вторых, проезжая часть лучше всего просматривается с левой стороны по ходу движения. Соответственно, когда пешеход пересекает проезжую часть слева направо по ходу движения автомобиля, его лучше видно водителю, который имеет больше возможности (по времени), для предотвращения наезда. Определённая часть пешеходов либо не знает, либо не выполняет правила движения, пренебрегая ими. А ведь если скорость автомобиля в момент наезда на пешехода была допустимой для населенного пункта, то есть, 60 километров в час, то все равно, летальный исход, как правило, бывает неизбежен.
Наблюдение за поведением пешеходов ещё на подступах к проезжей части – одна из основных задач водителя при движении в городах и других населённых пунктах. Водителям нужно наибольшее внимание обращать на пешеходов, находящихся с правой стороны по ходу движения автомобиля. Это не означает, что пешеходов, которые находятся слева на тротуаре (обочине), можно упускать из поля зрения. Довольно часто причинами наездов на пешеходов являются невнимательность водителей при объезде стоящих или идущих в том же направлении пешеходов, которые не были предупреждены о приближении транспортных средств и, не оглянувшись, внезапно изменили направление движения. В подобных обстоятельствах водители полагают, что безопасность движения будет обеспечена самим пешеходом. К сожалению, это типичная ошибка водителя.
Многие водители в своих объяснениях сотрудникам Госавтоинспекции о ДТП, связанных с наездом на граждан, указывают, что причиной того или иного происшествия явилось внезапное появление пешеходов на проезжей части. Однако в соответствии с требованиями Правил дорожного движения водители обязаны быть взаимно предупредительными и внимательными к окружающей обстановке и её изменениям. При внимательном наблюдении (глаз человека обеспечивает видимость в секторе 120 градусов без изменения положения корпуса или головы) водитель может заметить, что пешеход еще находясь на тротуаре, резко меняет направление движения. Обычно это указывает на его намерение перейти улицу.
Особую осторожность требуется соблюдать при появлении детей в поле зрения водителя. Если дети уже находятся на проезжей части, водитель обязан остановиться и пропустить их в нужном направлении. В определённых условиях невнимательного пешехода заранее необходимо предупредить звуковым сигналом и, если он на него не реагирует, снизить скорость движения и увеличить боковой интервал между автомобилем и пешеходом с тем, чтобы при положении неосмотрительных действий пешехода можно было бы предотвратить наезд.
Совершенно очевидно, что стоящие на остановке пассажирские транспортные средства постоянно создают аварийную обстановку для проходящих транспортных средств, закрывая обзорность водителя в сторону пешеходного движения (тротуаров), а пешеходам – в сторону проходимых транспортных средств. В этих случаях ПДД предписывает водителям соблюдать особую осторожность.
В среднем каждый восьмой случай наезда на пешехода совершен при разъезде транспортных средств в светлое время суток, когда пешеход пытался переходить проезжую часть улицы сзади проходящих мимо транспортных средств. При анализе этих наездов на пешеходов водители считают, что с их стороны при указанных обстоятельствах нарушений ПДД не было и не могло быть. Однако эти водители неправильно понимают обстоятельства указанных ДТП: если бы водитель перед разъездом обращал особое внимание на тот участок полотна дороги (улицы), видимость на которой будет перекрыта встречным автомобилем непосредственно в момент разъезда, он смог бы во многих случаях избежать такого происшествия. К сожалению, очень часто при объезде стоящих на остановке пассажирских транспортных средств и их разъезде, пострадавшими являются дети.
Важно, что зачастую пешеходы, попавшие под колеса автомобиля, погибают не от столкновения, а от последствий этого столкновения. Самый наглядный пример — удар головой об асфальт или о бордюр. Так человек от столкновения с автомобилем получает не смертельные травмы — перелом, вывих, сильный ушиб, но при ударе головой об асфальт или иной твердый предмет пострадавший получает травмы несовместимые с жизнью и погибает, кроме того смерть может наступить в результате удара головой о лобовое стекло или кузов автомобиля. В таком случае возникает вопрос: а стоит ли вообще пренебрегать Правилами дорожного движения? Неужели так трудно переходить дорогу по пешеходному переходу на разрешающий сигнал светофора? Неужели так сложно уступить дорогу пешеходам на пешеходном переходе? Ведь научиться уважать друг друга это – элементарно и иной раз – жизненно необходимо. Ведь в конечно итоге, дороге – это не поле битвы, а территория мирного сосуществования!