КАК НАУЧИТЬСЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ ЭМОЦИИ ЗА РУЛЕМ
Дорога — место крайне опасное. Об этом предупреждают будущих водителей еще на первом занятии в автошколах. Но опасными дороги становятся не только из-за скорости и ошибок водителей, а из-за агрессии, хамства и взаимного неуважения. Как же стать добрее на дорогах и научиться успокаиваться даже в стрессовых ситуациях?
По мнению многих, многие проблемы на дорогах кроются в отсутствии «культуры вождения». Вообще под «культурой вождения» помимо чёткого и безукоризненного следования правилам дорожного движения подразумевается в основном сдерживание раздражения, а не реверансы на перекрёстках. Но умение контролировать свои эмоции — это целое искусство, которому нужно учиться. Многие заметили, что в Европе спокойные водители, а в странах «банановых республик» ездят так, как будто катаются на аттракционах. И дело тут в самих людях. Должно быть воспитано новое поколение людей, у которого выражение «если нельзя, но очень хочется, то — можно» будет означать шутку про глупого человека, а не правило на все случаи.
Как следует отвечать на хамство, чтобы смягчить конфликт? Как можно обезоружить человека, который хамит или кричит? Дело в том, что все секреты и кроются в том, чтобы просто не отвечать на хамство. Вообще. Не отвечать, даже если очень хочется ответить.
В командном спорте есть такое правило — не контактировать глазами с командой противника. Занимаемся своей стратегией и тактикой, и реагируем только на то, что происходит, но в эмоциональный контакт не входим. Как только мы вошли в эмоциональный контакт, мы уже не занимаемся игрой, а личными счетами. Так и здесь. На дороге у каждого свой путь до пункта назначения и одновременно есть задача не мешать другим участникам движения, не создавать опасных ситуаций. Поэтому самое главное — не поддаваться на провокации, следовать по своему пути, соблюдая правила, отвечать за свои действия. Если вы хотели всех обмануть и объехать пробку, ехали по обочине, а потом решили встроиться в общее движение на дороге — то уж не обижайтесь, что вас не пропускают...
Руль — это игра жёстко по правилам. Сел за руль, пристегнулся — всё! — правила начались. Потому-то и считается, что вождение — это серьезное дело, что тут не допустимы никакие мягкости, обходы пути и так далее. Исключения составляют водители-мастера, прошедшие курсы экстремального вождения, которые знают как себя вести в критически опасных ситуациях.
Нельзя ни в коем случае садиться за руль в нетрезвом состоянии — это просто прописная истина. Но и не стоит вести машину в состоянии аффекта, испытывая злость, раздражение, обиду. Очень опасно оказаться на дороге, в потоке движения, когда вас трясёт или вы «не знаете, куда ехать», и вообще, «зачем вам жить». В таком состоянии человек непредсказуем и опасен.
Дорога опасна сама по себе и чувствам, как злым, так и добрым, здесь в принципе не место. По этой причине придуманы правила и всё, что требуется от водителя — стать на время вождения частью автомобиля и строго соблюдать правила, отключив все эмоции. Правила дорожного движения придуманы именно для безопасности и именно их соблюдение должно быть главным во время управления машиной.
Можно ли стать добрым водителем? Добрый водитель — спокойный и уверенный. Соблюдать правила движения и не переходить на личности и самоуправство, другими словами, как говорят обычно психологи: соблюдать границы. Но это, опять же, применимо только к тем, у кого они внутренне есть. У кого нет — прорабатывать, наращивать, воспитывать себя. Научиться не переступать черту — можно. И ещё одно правило, известное многим выражение: «Кто понял жизнь, тот не спешит».
Помните, что пока вы за рулем, думать нужно только о дороге и соблюдении правил. Даже если вас что-то беспокоит, все равно сосредоточьтесь на происходящем. Хорошо работает приятная успокаивающая негромкая музыка, но это совет подходит только для опытных водителей, потому что новичков слишком умиротворяющая музыка может вогнать в сон.
Если тревожные мысли не идут из головы, вы злитесь и так и тянет сорваться на ком-нибудь, остановитесь. Можно выйти из машины, попить прохладной воды, но сделать не глоток, а выпить не меньше стакана — это приведет в чувство. Можно использовать дыхательную технику — дышите медленно, осознанно, наблюдая за дыханием. Старайтесь сделать дыхание глубоким и каждый вдох и выдох — максимально длинными.
Также можно просто позвонить кому-нибудь, если есть такая возможность. Нужно, чтобы с вами поговорили спокойным, ласковым голосом, можно проговорить волнующую проблему, выплеснуть эмоции, и потом уже продолжать путь.
Вообще, так называемое бытовое раздражение — проблема широкая, и если вы за собой замечаете, что вас часто захлестывают эмоции, что вам постоянно хочется сорваться, что вы вечно «на взводе», то это повод задуматься — о том, что же вас так беспокоит, что идет не так, в чем суть проблемы. Ведь вряд ли проблема в том, что вас некрасиво «подрезали» или не уступили дорогу. Раздражительность не должна быть нормой, как правило это проблема незащищённости, неуверенности в себе, а также неизрасходованного энергетического потенциала.
Многие новички сильно нервничают за рулем и из-за этого совершают ошибки. Вот здесь будет уместным совет для «молодых автомобилистов»: признайте свою слабость и неопытность как водителя. Помните, что «Молодость — не порок, с годами проходит», и рано или поздно свою неуверенность и страх вы будете вспоминать с улыбкой. Не надо лихачить, стараться выглядеть лучше и опытнее. Лучше возьмите за правило — не мешать. Не занимайте левый ряд, ездите на комфортной, на низкой для вас скорости и не переживайте, что вы — на дороге новичок. Используйте правило — «Не уверен — не обгоняй». Это касается всех манёвров, в том числе и перестроения. Нет ничего страшного в том, что если вы потратите больше времени и лучше убедитесь в том, что «точно можно». Лучше выглядеть неумехой, чем попасть в аварию. Не забывайте про «мёртвую зону» и регулярно перед тем, как начать движение — вспоминайте все советы своего инструктора по вождению. Прокручивайте в голове, и даже проговаривайте. Так они быстрее войдут в привычку. Следите за музыкой, которая играет в машине. Громкая, энергичная и танцевальная — точно не для начинающих водителей. Лучше выбрать любимые мелодии, но не усыпляющее.
Вот универсальные правила «доброго водителя». Во-первых — это спокойствие. В любой ситуации, чтобы не случилось, старайтесь быть спокойным — это поможет лучше ориентироваться даже в экстренной ситуации, когда решения нужно принимать быстро. Второе — «не уверен — не маневрируй», ведь именно частые маневрирования становятся причиной ДТП. На дороге не стоит никого ничему учить, просто следите за собой и своим поведением. Нельзя никуда спешить
Также важно помнить, что дорога — это просто дорога, это не война, не соревнование, не поединок, не место, где можно кому-то что-то доказать. И помните, что всех участников движения дома ждут дети, родители и любимые люди.
Многие женщины сегодня проводят за рулем автомобиля от 20 до 40% своего рабочего дня. Как уберечься от наиболее частых неприятностей? Сев за руль, женщины нередко начинают относиться к мужчинам хуже, чем раньше. Оказывается, никто на дороге не собирается проявлять к ним снисхождение, напротив, большинство мужчин с раздражением воспринимают женщину за рулем, и в выражениях по этому поводу не стесняются. Обычно поток брани выливается на голову незадачливой дамы, когда она встает не в тот ряд, пытается обогнать идущую впереди машину, вовремя не перестраивается.
Нужно быть готовой к этому и уметь не заводиться.
Для тех, кто стремится быть пунктуальным, автомобиль – худшее средство для передвижения, особенно в центре Брянска. Но, если уж вы попали в пробку, не пытайтесь обогнать соседей, нарушая правила. Вы не властны над ситуацией, и потому нервничать бесполезно. Читайте на память любимые стихи, займитесь дыхательной гимнастикой… Расслабьтесь и не дергайтесь.
У вас срывается важная встреча? Считайте, что вы уже опоздали: придете вы на 10 или на 30 минут позже, эффект будет примерно одинаковый.
Если поведение другого водителя вам непонятно, уступите ему дорогу. Сейчас появилось много людей, которые ведут себя за рулем агрессивно. Лучше с ними не пересекаться.
Если обстановка на трассе вам непонятна, вы растерялись, не знаете, как поступить, включайте аварийную сигнализацию, съезжайте на обочину и посидите, пока не успокоитесь и не обдумаете, как вести себя дальше.
Находясь за рулем, старайтесь прогнозировать ситуацию, постоянно прокручивайте в голове комбинации: если этот меня подрежет, я сверну сюда, если этот обгонит, подам вправо… Такая привычка предохраняет от многих незапланированных эксцессов.
Удачи вам на дорога и запаса на них оптимизма и тормозного пути!