ПЛОХОЕ САМОЧУВСТВИЕ? ЗА РУЛЬ НЕ САДИТЕСЬ!
Плохое самочувствие и транспорт – вещи несовместимые. Казалось бы, как недомогание и заболевание могут повлиять на безопасность? За примерами далеко ходить не нужно. В январе текущего года ЧП произошло возле одного из домов в поселке Большое Полпино Володарского района. Сердце женщины, которая попыталась остановить покатившийся назад легковой автомобиль, не выдержало нагрузки. Дело закончилось летальным исходом. В начале мая на улице Красноармейской в Советском районе во время движения из-за плохого самочувствия водитель автомобиля «Ссанг Йонг» потерял сознание и допустил столкновения с электроопорой. Сам он скончался на месте ДТП, а 64-летняя женщина-пассажир с травмами доставлялась в лечебное учреждение. Утром 13 июля трагедия произошла в Бежицком районе Брянска, на остановке «Почта». Водитель маршрутного такси №38 почувствовал себя плохо. Прибывшие сотрудники скорой помощи не смогли спасти пожилого мужчину.
Одной из основных первопричин серьезных аварий часто становится именно плохое самочувствие водителя (хотя, среди основных причин фигурируют и нарушения ПДД, и плохое состояние дорог, и ошибки участников дорожного движения). Проблемы же со здоровьем могут приводить к снижению внимания и к полной потере управляемости.
Увы, иногда подобные происшествия происходят именно с участием общественного транспорта. Наверняка многие брянцы помнят, как несколько лет назад от сердечной недостаточности прямо за рулем на улице Красноармейской умер водитель троллейбуса. Правда, троллейбус в этот момент находился на остановке общественного транспорта, поэтому, по счастливой случайности не пострадали ни пассажиры, ни пешеходы. Какова причины трагедий? В каких-то случаях, это недостаточный контроль со стороны администрации АТП. Но вообще часто и сами водители, боясь потерять работу, игнорируют проблемы со здоровьем, подвергая опасности пассажиров (этим «грешат» отдельные водители маршрутных такси). Однако и владельцы личного автотранспорта, садясь за руль, очень часто не обращают внимания на свое физическое состояние.
Нужно помнить, что любое заболевание водителя может существенно повышать риск ДТП. Проявляться этот риск может по-разному. Наиболее редкими, но и наиболее опасными, являются случаи резкого обострения или приступов, которые происходят с людьми, страдающими хроническими заболеваниями. В подобных ситуациях человек садится за руль в нормальном, или относительно нормальном, состоянии, а приступ может произойти непосредственно на дороге. В таких случаях водитель может полностью потерять управление, что приводит к ДТП с тяжелыми последствиями.
Чаще водитель садится за руль с легким недомоганием. Даже обычная простуда может приводить к существенному снижению внимания и замедленной реакции. Таким же образом могут сказываться на состоянии водителя и побочные эффекты от приема некоторых медикаментов. Результатом часто становится ДТП большей или меньшей степени тяжести.
Если рассматривать виды заболеваний и плохого состояния здоровья водителей, то наиболее распространенными причинами аварий становятся: сердечно-сосудистые заболевания; невралгические заболевания; заболевания зрения; эпилепсия; сахарный диабет; недосыпание. Что касается эпилепсии, то здесь случаи особые. При управлении автомобилем человек должен уметь: мгновенно принимать правильные решения; в совершенстве владеть своим телом. Чтобы снизить количество дорожных происшествий и были введены медицинские ограничения. Во время эпилептического приступа у человека нарушается работа головного мозга. Некоторые приступы даже сопровождаются потерей сознания; нарушается работа двигательного аппарата. Человек не может самостоятельно распоряжаться своими руками, ногами и прочими частями тела. Нередко возникают спазмы различных групп мышц; возникают расстройства психики; может возникнуть головокружение. У некоторых больных часто возникают галлюцинации; нарушается работа органов зрения и слуха. Все эти временные расстройства могут привести к возникновению аварийной ситуации и гибели окружающих людей. Поэтому допуск к вождению данной категории граждан ограничен.
Предостережения водителям-диабетикам. Диабетики, которые начали получать инсулин или изменили схему лечения. Эти больные должны быть предупреждены, что им нельзя садиться за руль в течение недели (или больше, что зависит от индивидуальных особенностей) после начала инсулинотерапии или перехода на другую схему лечения, например замены одного вида инсулина другим или перехода с одноразового на двухразовое введение препарата.
Утрата или стирание предупреждающих симптомов гипогликемии. Такие диабетики должны быть предупреждены о том, что им нельзя водить машину. Некоторые из них могут управлять автомобилем, если всякий раз, перед тем как сесть за руль, они едят и измеряют уровень глюкозы крови, а также если в поездке принимают пищу и определяют глюкозу через каждый час.
Проблемы со стороны органов зрения. Водители-диабетики, у которых развивается катаракта, экссудаты, макулопатия, пролиферативная ретинопатия, или те, кто проходил лазерную терапию, могут сесть за руль только после обследования их офтальмологом.
Проблемы нижних конечностей или стоп. В ходе обследования диабетиков должно быть вынесено заключение, связано ли с риском их пребывание за рулем. Они также должны воздерживаться от вождения во время лечения этого заболевания. Пациенты с изъязвлением стоп не всегда осознают, что их страховые компании считают это важным обстоятельством. Страдающие нейропатией могут не отдавать себе в этом отчет, так что врач должен сказать им об этом. И сниженная чувствительность, и мышечная слабость могут затруднить управление автомобилем.
Общие рекомендации водителям
Главная рекомендация заключается в том, что нужно внимательно относиться к своему здоровью и трезво оценивать свое состояние. Особенно это относится к людям с различными хроническими заболеваниями. При плохом самочувствии, лучше всего вообще воздержаться от поездки. Если признаки недомогания появились в дороге, необходимо сразу, независимо от ситуации, остановить автомобиль и обратиться за помощью.