МАРКИРОВКА СТЕКОЛ: ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?
Маркировка может помочь при выборе поддержанного автомобиля. Например, если маркировка на стеклах с одной стороны не совпадает с маркировкой на другой — скорее всего, машина была бита. Кроме того, благодаря кодам можно узнать о конструктивных особенностях автомобиля, и даже обезопасить его от угонщиков.
Что есть что?
На стеклах присутствуют слова и цифры, на которые мало кто обращает внимание. А хорошо разбираются в маркировке и вовсе единицы. Вдаваться в чрезмерные подробности не будем, на это есть сугубо специализированная литература. Остановимся лишь на самом интересном.
Так, например, надпись Acoustic или изображение человеческого уха говорит о том, что данное стекло является шумопоглощающим. Это значит, между слоями стекла находится специальная пленка, которая отличается повышенным коэффициентом шумопоглощения. Ставятся такие стекла обычно на автомобили, которые работают на «тяжелом» топливе.
Или слово Solar. Это значит, что стекло отличается теплоотражением, и на его поверхности находится напыление из металла. Благодаря этому примерно 40−45% тепловой энергии отражается и рассеивается.
Можно встретить и такую надпись — IR. Эти две буквы означают, что стекло является атермальным. В народе его часто называют «хамелеоном». Но понять, что стекло атермальное, можно и без надписи — его выдает специфичный фиолетовый отлив.
«Скелет» такого стекла своеобразен. Между его слоями в помощь к поливинилбутиральной пленке отряжен дополнительный слой, в котором имеется серебро. Из-за этого отражается и рассеивается более 70% тепловой энергии. Такие стекла являются, в основном, прерогативой немецких автомобилей в топовых комплектациях. Правда, встретить надпись IR можно и на некоторых «французах».
А вот что касается определения даты выпуска стекла, все не так просто. Маркировки единого образца для этих целей не существует. Соответственно, производители придумывают собственные символы. Одни месяцы изображают в виде точек, а год — цифрами, другие используют звездочки, и так далее.
Защита от угона
Помимо различных электронных и механических средств защиты автомобиля от преступников, хорошую службу может сослужить и маркировка стекол. Проще говоря, это специальное нанесение VIN-номера или какой-то его части (чаще «лепят» последние 5−6 цифр, именно они отличают машины одной модели от «собратьев») на стекла, а также на зеркала. Кстати, владельцы премиальных автомобилей (например, Range Rover, Porsche Cayenne и даже Volkswagen Touareg) часто «метят» фары и задние фонари.
Нанесение цифр на стекло происходит обычным вытравливанием специальной кислотосодержащей пасты с помощью трафарета. Или же благодаря распылению крупнозернистого кварца под давлением — «пескоструя».
По идее, «метку» удалить со стекла не получится никакими способами. Правда, один метод есть — это вытравливание всей области с VIN-номером. Но после этого остаются следы: темный (матовый) прямоугольник, который вызовет у потенциального покупателя много ненужных и неудобных вопросов.
Так почему нужно наносить именно цифры VIN-номера? Ответ прост. Дело в том, что злоумышленники при подготовке к продаже угнанного автомобиля меняют (проще говоря, «перебивают») именно эти данные. А подгонять их они их будут под какие-то чужие данные от уже «мертвого» автомобиля, или новоиспеченного двойника. В таком случае VIN, проходящий по документам, и VIN, «набитый» на стеклах не будут идентичными. А этим уже могут заинтересоваться сотрудники правоохранительных органов. Поскольку на маркировку на стеклах они всегда обращают внимание.
Ну а если машина угонялась с целью последующей продажи на запчасти, то «татуированные» стекла и фары, понятное дело, никто не купит. Ведь ясно, что они с угнанного автомобиля. Поэтому никакой прибыли они преступникам не принесут.
Как работает система?
Если речь об угоне дорогих автомобилей, то охотятся за ними, чаще всего, специализированные преступные группировки, где у каждого имеются свои обязанности. Например, одни отвечают за прием заказов и поиск клиентов, другие ищут потенциальных покупателей, третьи — выполняют «грязную» работу (вскрыть, завести и угнать машину), четвертые занимаются исключительно перегоном из точки А в точку Б, пятые делают авто новый «паспорт». Соответственно, прибыль от товара делится на всех в зависимости от «функционала» члена группировки.
Например, Land Cruiser 200. Сейчас этот внедорожник стоит от 2 999 000 рублей. Так вот, человек, который вскрывает и заводит автомобиль, сам решает какой именно «образец» можно «дернуть». Он обычно получат порядка 25% от стоимости авто. Из этой суммы всегда вычитается стоимость работ по устранению каких-либо дефектов, будь то царапина на диске или потертый бампер. Поэтому из его гонорара вычтут и затраты на избавление стекол от маркировки.
Только из-за покраски бампера угонщик может лишиться 10−15 тысяч рублей, а из-за проблемных стекол — больше 100 тысяч. Ведь придется приобретать и устанавливать новый комплект. А это более чем существенная потеря в деньгах. Из-за этого вероятность, что угонщики польстятся на автомобиль с «помеченными» стеклами, ощутимо снижается. Риск в данном случае не будет покрыт материальным вознаграждением. Куда проще отыскать другой, более подходящий экземпляр.
Ну а если машину все-таки угнали, то промаркированные стекла помогут ее найти и опознать.