ПЯТЬ ПРИЕМОВ, ЧТОБЫ НЕ ЗАСТРЯТЬ В СУГРОБАХ
Ведь не раз вы видели такую картину: буксует в снегу громадный вроде как внедорожник, а рядом водители на обычных легковушках лихо проскакивают мимо. А потому что опыт и сноровку никакими муфтами и блокировками не заменишь, хотя наука тут не ахти какая сложная.
НЕ ЗНАЯ…
Не суйся! Это правило универсально и для преодоления снежных преград. Вам может показаться, что каждый пень и кочку вы здесь знаете и сто раз ездили, но случайная яма или брошенная кем-то железяка с острыми краями могут все испортить настолько, что трактору придется тянуть ваш автомобиль напрямую в мастерскую.
Потому неплохо бы, если видите перед собой снежные переметы, остановить машину, выйти и промерить весь сомнительный участок любой палкой. Если глубина снежного покрова больше дорожного просвета вашей машины (15-20 см), то ехать не нужно, какой бы ни была мудреной система полного привода - это совершенно точно. Когда машина ложится на «пузо», сама она уже не выйдет, и толкать бесполезно. Важно: если глубоко - ищем объезд.
НЕ ТОРМОЗИ!
Небольшие переметы, плохо расчищенные участки дорог, кучи снега, вынесенные грузовиком или трактором - для легковушки и такая напасть является препятствием. Если быть нерешительным и еле-еле туда вползать, то можно так застрять, что машина не поедет ни туда ни сюда. Здесь неплохо бы немного разогнаться и проскочить, как говорят, «ходом», не сбавляя газ. Метров 5-10 вы сможете преодолеть за счет инерции - это точно.
Если машина современная и снабжена электронными системами активной безопасности, отключите систему курсовой устойчивости (ESP и ей подобное). Ее деактивация позволит колесам буксовать, когда машина несется по рыхлой «каше». А после выезда на нормальный участок вновь включите систему.
Важно: держать руль прямо, чтобы колеса «смотрели» вперед.
УМНЫЙ В ГОРУ…
Поползет! Затяжные подъемы зимой, напротив, не нужно пытаться штурмовать наскоком, в горку нужно подниматься не спеша, чтобы колеса не проскальзывали, а упрямо тянули автомобиль вверх. Если коробка автоматическая, то нужно выбрать зимний режим. Если она позволяет и вручную переключать передачи, перейдите в ручной режим, чтобы повышенные передачи не включались сами. Так на первой или второй и двигайтесь. То же самое - и при спуске. Никогда не позволяйте катиться машине на нейтральной передаче, тормозами вы ее можете не удержать. Так что понижайте передачу, пусть она тормозит двигателем.
Важно: на скользком подъеме всегда держите дистанцию в несколько корпусов автомобиля от едущих впереди, а лучше дождаться, когда едущий впереди полностью преодолеет подъем.
УПРИСЬ ИЛИ ЗАЦЕПИСЬ
Это касается прохождения поворотов на заснеженной или обледенелой дороге. Редко так бывает, что ее поверхность однородная, обычно есть колея, наледи, проплешины асфальта или каменистой обочины. Тут любая неровность - благо, чтобы не скользить, как кошка по линолеуму. Машина всегда стремится соскользнуть с дороги при повороте наружу, школьники напомнят - так действует центробежная сила. А за такие неровности, если они находятся у вас между колес, можно как бы цепляться внутренней стороной шин тех колес, которые расположены с той стороны, в которую поворачивает авто. Двигаетесь вправо, значит, внутренней частью правых колес.
А бывает и так, что по внешнему краю вашей дороге в повороте уже появился накатанный вал снега - бруствер. Налетать на него на скорости не нужно, а при плавном вхождении в поворот как бы «упереться» колесами можно. Если есть неглубокая колея, так по ней и езжайте.
Важно: любые дорожные неровности используйте для своей пользы.
ЦЕПЬЮ СКОВАННЫЕ
Да, цепи противоскольжения по-прежнему актуальны, причем, теперь их делают не только из металла, но и из прочных капроновых жгутов. Надеть их легко, диски колес они не повреждают, а проходимости добавляют немало. Купите их в любом автомобильном, стоят - от 2-3 тысяч рублей, много места в багажнике не займут.
Важно: с цепями нельзя ездить быстро и по жесткой дороге, выбрались из буераков - снимайте.
БДИ!
Самое коварное на зимней дороге - это рыхлая обочина. Едва машина заскакивает на нее правыми колесами, ее начинает закручивать вправо. Тут даже электронные системы окажутся бессильными, автомобиль просто-напросто съедет в кювет. Так что нужно быть внимательнее, чтобы не зацепить ненароком обочину. А перед остановкой сначала оттормозиться на проезжей части дороги, а потом уже потихоньку принять вправо.