СТАДИИ РАЗВИТИЯ ВОДИТЕЛЕЙ
Ничего нет постоянного в этом мире, во всем происходит эволюция и развитие, это касается и водителей автомобилей. В процессе эксплуатации и вождения машины, водитель тоже проходит какие-то стадии эволюции. Об этом мы хотим поговорить в этой статье, а также о факторах, которые влияют на это развитие. Развитие, вернее сказать, ее стадии, можно разделить на несколько этапов: водитель начинающий, водитель в стадии развития, водитель профессионал, он просто ас, водитель сознательный, мудрый водитель…
Как видно, профессионал в этом списке занимает не последнее место. Все водители без исключения были когда-то на 1 стадии, т.е. начинающими. Затем многие перешли во 2 стадию – в развивающуюся, потом стали уверенными в себе водителями. Но до 3 стадии не все доходят. А дальше - так и говорить нечего. На эволюцию водителя могут влиять окружающие факторы, которые также можно разместить в следующие категории.
Начнем с возраста. Любое обучение дается легче молодым. И реакция у них выше реакции взрослого человека. Об этом мы тоже поговорим, но отдельно.
Что касается здоровья. При плохом состоянии здоровья создаются факторы, влияющие на любые процессы жизнедеятельности только негативно, это относится и к вождению автомобиля. Водитель не может сконцентрироваться, когда его мучает кашель и чих. Если он принимает лекарства, это снижает его реакцию и вызывает слабость и сонливость.
Заболевания хронические, такие как плохое зрение или слух, не прибавляют водителю комфортабельности во время вождения.
Пол водителя. По данным статистики, женщины намного невнимательнее за рулем, они чаще оказываются ДТП, однако, замечено и то, что последствия этих аварий намного ниже, чем это бывает у мужчин. Надо понимать, что большая часть аварий, сделанных женщинами – это просто небольшие столкновения, например, при парковках, когда дают задний ход и т.д.. Мужчины геройствуют за рулем, демонстрируют свой нрав, лихачат.
Материальное состояние. У самостоятельного человека есть возможности обучаться в школах водителей – мастеров, где преподают контраварийное вождение, экстремальное вождение, что повышает мастерство вождения. Есть, однако, и факторы негативные – владелец дорогой машины может посчитать, что на дороге он самый главный, тем самым создавая аварийную ситуацию.
Качества психофизиологические. К этим факторам относятся нетерпение, нервозность и невнимательность.
Качества личностного характера. К ним относятся конфликтность, недисциплинированность и интеллектуальный коллапс.
Разобравшись с этими факторами, которые влияют на развитие водителя, попробуем разобрать подробнее типы.
Начинающий водитель
К этому типу относя тех, которые только начали обучаться водить машину или получили права недавно. В РФ, с недавнего времени, водители со стажем вождения меньше 2 лет, должны прикрепить на свою машину специальный значок – черный восклицательный знак.
К этой категории относятся такие типы людей, которые недавно водят, еще не привыкли к машине, получили права просто, чтобы они у них были. Начинающие водители имеют маленький опыт вождения, они не бывали в сложных ситуациях на дорогах. Побывав впервые в лапах инструктора, начинают сразу же лихачить, забывая правила, считают себя водителями-профи, но большая часть продолжает напряженно управлять машиной, с должным вниманием следя за дорожными знаками и ситуацией на дороге. Вначале многим свойственна именно строгость в соблюдении правил движения. Но на деле такая строгость может создать аварийную ситуацию, так как в жизни бывают моменты, в которых от правил можно и отступить.
Развивающийся водитель
Освоиться с вождением и расслабленно управлять автомобилем, а на подсознании выполнять все, что необходимо при этом, означает переход водителя в развивающуюся стадию.
Некоторые ненавидят начинающих, вроде ты еще салага, а я опытный. Вождение становится увереннее, но какие-то проблемы у новичков все же возникают. Например, желание выделить свою машину – тюнинг, гонки на светофоре, опаснейшие обгоны. Все это, однако, зависит только от характера самого водителя.
Водитель - профи
Спокойный водитель – он не создаст аварийной ситуации. Не будет лихачить, устраивать светофорные гонки. За его плечами несколько десятков тысяч километров. У него выработан свой водительский стиль, который он не изменит никогда. Он может быть агрессивным, но когда этого требует ситуация, он разбирается не только в дорожных правилах, он знает устройство машины.
Водитель - ас
Не каждому дано стать ассом, а может быть это не так и плохо? Ассом называют узкого специалиста именно своего дела. Он хорошо ремонтирует моторы, но плохо водит машину, зато призер соревнований по ралли ничего не понимает в моторах. Ассы полностью углубляются в интересное для них дело.
Сознательный водитель
Эмоциональная устойчивость, спокойствие, уверенность водителя. Он не выйдет из равновесия от дорожный пробок, от грубых подрезаний. Не делает опасных маневров, чтобы доказать что-то или выделиться. Его машина ничем не выделяется в потоке.
Водитель - мудрец
Тип человека еще более утонченный, чем сознательный. Намного спокойнее и увереннее. Видавший виды дорожных ситуаций, предвидит исход, а когда нужно – предотвращает его.