НАСТУПАЕТ ПОРА ТУМАНОВ
Несмотря на то, что осень пока полностью не вступила в свои права, пора туманов уже наступила. Туман как природное явление значительно ограничивает видимость вокруг автомобиля, что напрямую влечёт увеличение количества столкновений, наездов и прочих дорожно-транспортных происшествий.
Стаж вождения в таких условиях практически не играет роли, как и марка автомобиля. Всё дело в естественном строении глаза человека. В условиях тумана глаз человека не способен адекватно оценить расстояние до объекта, а в нашем случае пешехода, встречного автомобиля или любого другого препятствия. В тумане расстояние до предмета кажется большим, чем на самом деле. Поэтому безопасность водителя и окружающих в первую очередь зависит от поведения водителя в неблагоприятных условиях, его благоразумии и рассудительности.
Правила езды в тумане
Чтобы туман не стал причиной печальных последствий для вас или других участников дорожного движения, вам стоит запомнить некоторые правила, которыми следует руководствоваться во время езды с ограниченной видимостью.
Пожалуй, наиболее надёжным правилом относительно езды в тумане станет отказ от поездки, если есть такая возможность. Переночуйте у друзей, перенесите встречу на другой день, отложите свои планы на несколько часов: всегда лучше переждать непогоду и продолжить поездку в нормальных условиях.
Впрочем, далеко не всегда удаётся отложить определённые планы даже на небольшой срок. Поэтому второе и не менее важное правило: при езде в тумане необходимо максимально сбросить вашу среднюю скорость. Если туман накрыл вас по пути к месту назначения, помните, что вы и так опоздаете, поэтому нет смысла давить на газ. Выбирайте комфортную скорость, при которой вы сможете среагировать на внезапно появившиеся препятствия торможением или другим манёвром. Даже 30-40 км/ч могут стать смертельными!
Каждый водитель выбирает свою скорость в зависимости от опыта и в некоторой степени легкомыслия. Некоторые водители уверены, что на 20км/ч в тумане они никого не собьют. Другие предпочитают перестраховаться и сбросить скорость до 5 км/ч. В принципе существует негласное правило «золотой» середины: скорость авто должна быть меньше половины дистанции видимости в тумане.
То есть, если видимость примерно составляет 20 метров, то ваша скорость не должна превышать 10 км/ч. А если вы попали в крайне плотный туман, видимость в котором едва ли превышает несколько метров, необходимо просто остановится. В таких условиях продолжать движение просто опасно, поэтому дождитесь, пока туман немного рассеется. Лучше потерять пятнадцать минут, чем нащупывать препятствия своим бампером.
Если туман застал вас на шоссе, то лучшим решением будет постепенный сдвиг к обочине. Останавливаясь, наблюдайте за объектами вдоль обочины – за деревьями, домами, припаркованными машинами. Лучше всего заехать на обочину полностью, чтобы предотвратить столкновение с другими автомобилями. Кроме этого необходимо включить габаритные огни или сигнализацию, несмотря на время суток.
Сообщайте другим о своём авто
Некоторые водители забывают о том, что в условиях тумана необходимо включать габаритные огни, фары ближнего света или специальные противотуманные фары и пользуются дальним светом. Но именно дальний свет нельзя включать, поскольку он создаёт «стену» света, которая ослепляет самого водителя и усугубляет и без того критическую ситуацию. Наиболее рациональным является использование свойств тумана. Например, туман обычно не ложится на землю, а висит над землёй в расстоянии нескольких сантиметров. Поэтому противотуманные фары являются наиболее правильным решением в данном случае, хотя и не все автомобили ими оборудованы.
Несколько слов о манёврах
В тумане не место безрассудству. Если вы можете позволить себе обгон на скоростном шоссе в условиях нормальной видимости, в тумане от этой затеи лучше отказаться. Сюда входят и другие внезапные манёвры – опережение, перестроение, разворот. Ведь не зря обгон в тумане запрещается правилами дорожного движения. Дело в том, что плотная завеса не позволяет оценить действия всех участников дорожного движения (а порой и увидеть их). Если всё же манёвр необходим, оповестите об этом впередиидущего водителя любым возможным способом. И никогда не полагайтесь на габаритные огни: в тумане следует держать большую дистанцию, нежели в обычных условиях.
Водители, которые даже в тумане продолжают «лихачить», вероятно думают, что демонстрируют своё мужество, однако на деле это легкомысленно и может привести к трагическим последствиям. Обгон в тумане может завершиться печально как для самого водителя, так и для окружающих. К сожалению, специалистов по езде в тумане не существует, ведь даже опытный водитель видит те же 20 метров, что и новичок. Торможения тоже желательно избегать, если вы не хотите получить неожиданный удар сзади.
Кроме искажения расстояния, в тумане снижается и восприятие цвета, поэтому прежде чем начинать движение, убедитесь, что на светофоре действительно горит зелёный сигнал. А при движении внимательно следите за дорожным полотном, ведь впередиидущий автомобиль так же слеп в тумане, как и вы.
Неплохим помощником в тумане является звук, поэтому лучше приоткрыть боковые стёкла. В условия ограниченной видимости ценна любая информация о ситуации на дороге, а сигнал клаксона является как раз такой информацией. С помощью сигналов можно ориентироваться в пространстве, а периодические ответы сигналом другим участникам движения помогут в ориентировании и им.
Другие неприятности в тумане
Примите во внимание тот факт, что туман – это, по сути, мельчайшая пыль, капельки воды, подвешенные в пространстве. Соответственно, эта влага скапливается на лобовом стекле и может создавать значительные искажения в обзоре. Настоятельно рекомендуется включать дворники и обогрев заднего стекла с целью удаления влаги. Помните и об аквапланировании, ведь его может вызвать даже тонкая плёнка на дороге при плотном тумане. Кроме того, увеличивается и тормозной путь, тем более, если шины не рассчитаны на подобные условия.
Напоследок, немного о самом водителе. Езда в тумане требует усиления концентрации и внимания водителя, что провоцирует переутомление и эмоциональное напряжение. А это в свою очередь вызывает усталость и снижение реакции. Поэтому не стоит очень долго разглядывать разделительную полосу на дороге. Переводя своё внимание на различные объекты, вы сумеете отсрочить переутомление.
Редко туман длится более одного часа. Но если он не рассеивается длительное время (тем более, ночью), следует останавливаться, чтобы снять напряжение и позволить отдохнуть нервной системе. Не пытайтесь преодолеть затуманенный участок как можно скорее – это всё равно, что бежать с закрытыми глазами.