ПОЧЕМУ НЕ СТОИТ ДОВЕРЯТЬ ТОРМОЗАМ?
Почему не следует надеяться, что машина встанет на месте сразу после нажатия на педаль.
СЫРОСТЬ
Попробуйте снять с пальца кольцо, которое вы давным-давно носите. Если не получается, то намочите палец и попробуйте снова. Пошло? Вот и машина пойдет, если идет дождь или она только что проехала по луже, а вам вдруг потребовалось затормозить. Вода становится как бы смазкой для трущихся тормозных механизмов. По этой причине на мокрой дороге длина тормозного пути увеличивается в два-три раза, это зависит и от прочих условий: качеств дорожного покрытия, автопокрышек, скорости и т. д.
Значит, надеяться на тормоза, пока брызги еще в полете, уж точно не стоит. А еще лучше, проехав мокрые участки, сделать всего несколько плавных нажатий на педаль, чтобы просушить тормозные механизмы. Греются они мгновенно, и влага в эти моменты испаряется.
ШИНЫ
Речь пока даже не о гололеде или других зимних напастях - это отдельная история. Летние шины тоже могут быть цепкими и не очень, это зависит от резиновой смеси, протектора, размера. На идеальном асфальте - ровном и сухом - лучше будут тормозить широкие колеса, потому что площадь соприкосновения с поверхностью (ее еще называют пятном контакта) будет больше. А на неровном асфальте или на бездорожье узкие шины лучше. Им проще зацепиться.
Еще один момент - рисунок протектора. Бороздки на шинах нужны как раз для того, чтобы выводить воду из того самого пятна контакта. Если шина «лысая», то вода остается между колесом и дорогой, а машина плывет, как пароход. У этого эффекта даже название есть - аквапланирование. Опасно оно тем, что рулить и тормозить почти бесполезно, авто скользит по поверхности воды по инерции. Аквапланирование возможно и на отличных шинах, если машина мчит слишком быстро. Следовательно, тут рецепт может быть только один: в дождь снизить скорость до 40 км/час и не гонять по лужам.
ДОЛГИЙ СПУСК
Неопытного водителя можно отличить по стоп-огням, постоянно горящим, когда машина катится под гору. Это очень опасно, поскольку тормозные механизмы нагреваются и перестают работать эффективно. Это грубая физика, тут уже никакая электроника не поможет. И уповать на марку машину или спортивность модели тут бессмысленно, даже очень навороченные «гонки» обычно вызывают разочарование пилотов за склонность тормозов к перегреву.
Правильный способ спуска - понизить передачу, чтобы машина тормозила двигателем. Если не хватает снижения на одну ступень, перейти ниже на две-три. Пусть шумит мотор, лишь бы вам не приходилось постоянно держать ногу на педали тормоза, а использовать ее лишь для корректировки скорости.
АБС
Антиблокировочной системе верят и поклоняются, существование ее обросло легендами и мифами. Будто она чудесным образом остановит машину даже на самой скользкой дороге. Но на деле главный плюс ее не в том, что она сокращает тормозной путь, а в том, что в процессе торможения машина остается управляемой, и водитель может отвернуть от препятствия. Тормозной путь, в итоге, может оказаться и длиннее.
АБС срабатывает не только зимой при гололеде, при резком ударе по педали на высокой скорости она активируется и летом.
Важно не начинать тормозить плавно и постепенно, так вы только напрасно теряете время. По педали тормоза нужно прямо бить, не пугайтесь ее сломать. Вот тогда система сразу начнет предотвращать блокировку колес, чтобы машина не начала скользить, а у вас будет возможность управлять ей.
НЕ ПУТАЙТЕ ПЕДАЛИ
Особенно когда резко тормозите. Никакой статистики на этот счет нет, но водители в экстренных случаях очень часто изо всех сил давят на педаль, не успев убрать ногу с газа. Стресс, испуг - тут ничего не поделаешь. Нужно только тренировать правильные рефлексы, но для этого лучше позаниматься в школе экстремального или контраварийного вождения. А для начала неплохо бы на автодроме или пустыре, где никого нет, попробовать несколько раз резко затормозить до полной остановки со скорости в 40-50 км/час. Так вы для себя поймете, как быстро может ваша машина остановиться.
БДИ!
Самые рискованные моменты для торможения - если только-только начался дождь. Тогда от первых капель дорожная пыль превращается в скользкую эмульсию, по которой машина скользит, как по маслу.