АВТОМОБИЛЬ ПРОТИВ ВЕЛОСИПЕДА: КТО ПРАВ, КТО ВИНОВАТ?
На отечественного автовладельца, и без того измученного недисциплинированными пешеходами, перебегающими дорогу где попало, а на «зебре», не смотрящими направо-налево, нынче обрушилась другая беда недисциплинированные же велосипедисты, не принимающие никаких норм и правил поведения на дороге.
Бессистемная популяризация велосипеда, который особо продвинутые сити-менеджеры почему-то считают полноценной альтернативой не только личному, но и общественному транспорту, привела к тому, что на российские дороги в буквальном смысле выкатилось поколение молодых и отчаянных, не имеющих ни малейшего представления о том, что их нахождение на дорогах общего пользования регламентируется малознакомым многим из них документом под названием Правила дорожного движения. Эти самые ПДД, к слову, имеют статус закона, то есть обязательны к исполнению всеми участниками дорожного движения, кем бы они не являлись – пешеходами, водителями автомобиля, трактора, скутера и... велосипеда. И именно неприятие данного факта вместе с банальной дорожной неграмотностью и нежеланием повышать свой «профессиональный» уровень, приводит к катастрофическим последствиям. В локальном, разумеется, масштабе, но разве от этого кому-то из пострадавших становится легче?
Что такое «велосипед»
Если вы считаете, что велосипед является безобидной игрушкой – сильно заблуждаетесь. С точки зрения Правил (пункт 1.2), «велосипед» – транспортное средство (кроме инвалидных колясок), которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч. Прописано в этом пункте и понятие «велосипедист» – лицо, управляющее велосипедом.
Спешившийся велосипедист фактически является пешеходом, что, впрочем, не снимает с него обязанности соблюдать ПДД.
Иными словами, принципиальная разница между велосипедистом и водителем заключается лишь в том, что первый, в отличие от второго, может моментально спешиться и превратиться в пешехода. Под последним ПДД подразумевают «лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или вело-пешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства».
Проще говоря, он может, например, пересечь проезжую часть по «зебре». Но пешком, а не «верхом». Об этой обязанности восемь из десяти велосипедистов либо не знают, либо не хотят знать, либо делают вид, что не помнят. Притом, заметьте, подобными же правами обладают и мотоциклисты, но они по пешеходным переходам по понятным причинам не ездят. Вот велосипедисты, едущие по «зебре» – очень много случаев за день...
Ночью все кошки серы
Подавляющее большинство велосипедистов уверены, что их не касаются никакие правила и что у них есть только права, но нет обязанностей. Габаритные огни в темное время суток? Да вы с ума сошли! В лучшем случае – китайский диодный фонарь, который, к слову, больше окружающих слепит, нежели освещает путь. Светоотражающие элементы, катафоты? Фликеры на одежде? Защита? Та же история. Официальный отказ: это дорого, жарко. На самом деле: «я не хочу ездить, как неизвестно кто». Однако тут на помощь опять приходят положения ПДД. Пункт 2.3, где прописаны обязанности водителя транспортного средства, коим, как мы уже уяснили, велосипед и является. В первом же параграфе этого пункта (2.3.1) значится следующее:
«перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в дальнейшем – Основные положения).
Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада».
Естественно, далеко не все из этого применимо к велосипеду, однако габариты, катафоты, работающие тормоза и исправное рулевое управление в распоряжении велосипедиста быть все-таки должны, а любое несоответствие – нарушение ПДД, которое, случись что, может быть учтено судом, как решающее обстоятельство.
Штраф – мера соцзащиты
От себя еще хотелось бы дополнить этот список шлемом и светоотражающим жилетом. В толерантной Западной Европе за отсутствие надлежащей экипировки ваш кошелек без проблем облегчат на пару сотен евро. Потому как высокий уровень жизни там обеспечен не только соблюдением прав, но и жесткой трудовой и социальной дисциплиной. А все потому, что только полностью дееспособный гражданин способен платить налоги, а значит и поддерживать этот самый уровень. Оплачивать же больничный нерадивому велосипедисту, по собственной глупости временно или полностью утратившему способность трудиться и обеспечивать бесперебойную работу различных институтов, там никто не желает.
Да, кстати, за беспричинный наезд на велосипедиста водителя там оштрафуют по полной. И, не исключено, что посадят на некоторое время. Но в то же время, велосипедист тоже априори не считается агнцем, поданным на заклание: если он что-то «учудил», сидеть будет ровно столько же.
В России, увы, все гораздо проще. Если вкратце, то велосипедист не должен создавать помех другим участникам дорожного движения, соблюдать правила перевозки грузов, требования знаков и положений упомянутых Правил, которые, к слову, регламентируют не только места использования велосипеда, но и минимальный возраст велосипедиста, начиная с которого тот имеет право выезжать на дороги общего пользования. Согласно пункту 24 ПДД, детям до 7 лет движение возможно только вместе с родителями (разумеется, в пределах пешеходных зон и тротуаров), с 7 до 14 лет – самостоятельно, но опять же по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон. И только после 14 лет велосипедист имеет право двигаться по проезжей части...
ПДД – за, но КоАП – против
Однако если по ПДД велосипедист – лицо, управляющее полноценным транспортным средством со всеми отсюда вытекающими, в КоАПе сколько-нибудь весомых санкций за нарушение этих правил, увы, не предусмотрено. Мало того, в Кодексе под транспортным средством подразумеваются агрегаты «с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы». В общем, по ПДД велосипедист равен водителю. Типичный случай: пьяный велосипедист. Формально в его отношении действует пункт 2.7.1, где ему однозначно запрещается управлять транспортным средством в состоянии какого-либо опьянения, а также «под воздействием лекарственных средств, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения», передавать управление людям, пребывающим в аналогичном состоянии, а также употреблять, распивать и т.д. Если в таком состоянии попадется водитель авто, он автоматически лишится права на управления и налетит на 30-тысячный штраф. Что грозит велосипедисту? Штраф в 1000-1500 рублей. Как и пойманному в невменяемом состоянии пешеходу.
Но это лучше, чем ничего. Конечно, было бы неплохо, чтобы у таких «водителей» еще и «права» отбирали (если они, конечно, есть), но проблема не в этом – поймать нарушителя нужно за руку, ибо у него нет ни номера, ни, чаще всего, документов... Мало того, быть может этот велосипед вовсе не его, и он украл его в соседнем дворе, но доказать это на месте практически нереально. Его даже задержать нельзя, хотя де-юре, в случае ДТП покидать место аварии он не имеет права.
Деточкин, конечно, виноват, но...
Аварии с велосипедистами и правда – штука весьма неоднозначная. Дело в том, что автомобиль в нашей стране априори является источником повышенной опасности, вот по поводу велосипеда эксперты пока так и не договорились, даже несмотря на то, что современные «байки» даже среднего уровня способны развивать скорость до 50 км/ч, да и не пушинки на них обычно ездят... Тем не менее, за нарушения ПДД их почти не карают, за аварии – на усмотрение судьи, если велосипедист вообще дождется прибытия полиции.
Сложность в том, что виновными-то в ДТП их признают, но выплачивать компенсацию за ущерб, как правило, не обязывают, так как масса велосипеда и авто неравнозначна и, следовательно, вред от самого касания минимален.
Тут в дело включается статья КоАП 12.30 «Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего», из которой следует, что нарушение ПДД всеми, кроме водителя, повлекшее создание помех – штраф 1000 рублей. Пункт 2, где в аналогичном ключе упомянуты возможные физиологические последствия – от 1000 до 1500 рублей.
Иными словами, если велосипедист, двигаясь по проезжей части не предоставил преимущество пешеходу на тротуаре или пересек проезжую часть дороги «верхом» в сумерках и по «зебре», отдавив при этом ногу старушке – его-таки оштрафуют. Еще одну квитанцию он получит за отсутствие габаритных огней и катафотов.
А, если серьезно, коль в России появилось такое количество велосипедистов, в принципе отрицающие право других транспортных средств на существование, перед выездом на дорогу им стоило ПДД хотя бы прочитать. А в идеале, приучить себя их соблюдать, ведь они делают наше общество, как минимум, цивилизованнее. Тогда и сами велосипедисты целее будут, и мамаши перестанут спрыгивать вместе с детьми с парковых дорожек, завидев несущийся на коляску 27-скоростной горный велосипед. Кстати, ПДД в таком случае обязывают велосипедиста спешиться, а не истошно звенеть жалким подобием клаксона, продираясь через толпу. Притом, это касается всех свободных от автомобилей зон, включая велодорожки...