СОВЕТЫ СКУТЕРИСТАМ
Все ситуации предусмотреть невозможно и невозможно дать советы на все случаи жизни. Дорога полна неожиданностей. Но, конечно же, есть и общие рекомендации.
Знание правил и наблюдательность
С самого начала выучи и соблюдай ПДД, от соблюдения правил зависит 90% твоей безопасности, как физически, так и юридически.
Стоит соблюдать и учитывать не только ПДД, но и характерные особенности движения на территории где ты ездишь. Если в твоем городе принято из крайнего правого ряда поворачивать налево, то стоит учитывать эту особенность четырехколесных.
Осваивая скутер, не сочти для себя зазорным где-нибудь на пустыре потренироваться в выполнении совсем несложных упражнений, повышающих мастерство владения машиной. Пока ты не научишься, не думая управлять своим скутером, не стоит выезжать на улицу.
Не спеши сажать пассажира (или пассажирку!), пока не приобретешь уверенности в вождении.
И еще раз, предохраняйся
Экипировка обязательна! Даже такая малость, как перчатки, служат не только для защиты от холода, но и защищают руки и кожа не останется на асфальте. Шлем не обсуждается, он просто должен быть (причем застегнутым). Также он защищает глаза от всякой мошкары, пуха и пыли.
В хорошем дождевом костюме чувствуешь себя человеком - легче сконцентрироваться на вождении, когда тебе тепло, сухо и относительно удобно. Как правило, лучше покупать специальную мотоциклетную дождевую одежду.
Сделай, чтобы тебя все заметили
Одевайся ярче – так ты будешь заметней. На куртке сзади желательно иметь фрагмент отражающего материала. Только в этом случае движущийся позади тебя водитель сможет правильно оценить дистанцию до тебя. (Задний габаритный огонь дает информацию только о том, что ты движешься впереди, и не позволяет оценить расстояние).
Старайся, чтобы тебя на дороге замечали как можно раньше. Передвигайся только с исправными габаритными огнями. С включенным светом, даже в солнечный яркий день.
По возможности подавай сигналы поворота не только электрическими указателями, но и руками. Иногда этот прием срабатывает намного лучше, чем просто мигалка - понятные жесты привлекут внимание – главное, чтобы тебя заметили на дороге.
Читай дорогу – дорогу твоей жизни
Дорога должна быть как открытая книга, и прячась за грузовиком или автобусом, ты едешь "с закрытыми глазами". Они могут вовсе не обратить внимания на выбоину, которая станет для тебя роковой.
На дороге ты должен видеть ситуацию в развитии. Просчитывать заранее, кто и как поедет. Необходимо читать дорогу: концентрировать внимание на пятнах масла и гудрона, песка, кочках и выбоинах, гравии, свежей разметке и торчащих над поверхностью асфальта или провалившихся люках - еще одно объяснение того, почему не надо висеть на хвосте у впереди идущего транспорта.
Будь предсказуем и крути головой на 360 градусов
Если ты движешься медленнее основного потока, то у тебя появляется больше шансов быть "подрезанным".
При маневрировании действуй четко, чтобы твои намерения были предсказуемыми. Включай заранее указатели поворотов. Снижая скорость, тронь несколько раз тормоз еще до начала торможения – едущие сзади тебя поймут.
При перестроении или совершении любого другого маневра нужно обязательно не только посмотреть в зеркала, но крутить головой, чтобы проверить "мертвую зону". Если страшно и непонятно, можно ли ехать, например, при выезде направо на перекрестке, то лучше остановиться.
При обгоне или перестроении нужно проверить сзади не только ту полосу, на которую выезжаешь, но и ту, от которой удаляешься (т.е. посмотреть и налево и направо), т.к. встречаются перцы, скачущие через три ряда: только что его не было, бац, и он уже рядом. Не позволяй никому находиться в твоей слепой зоне. Замедляйся или увеличивай скорость.
Не нужно самому задерживаться в мертвой зоне автомобиля - бортанут не со зла, но кому от этого легче. Приучи себя поглядывать в зеркала каждые несколько секунд, даже стоя на перекрестке - эта привычка может спасти.
Тормози с умом
При пересечении закрытых перекрестков, даже если ты едешь на зеленый сигнал светофора, лучше сбавить скорость - идиотов еще достаточно. Это относится и к старту со светофора - кто-то может лететь на "красный". Лучше пару секунд подождать.
Не тормози в повороте. Тормози перед ним и ускоряйся в повороте. Таким образом, нагрузка на шины выравнивается, что способствует увеличению сцепления шин с дорогой и более безопасному выходу из поворота.
Варианты скользкой дороги
Старайся не наезжать на грязь (масляные пятна, линии разметки дороги, песок и т.д.). Несложно предугадать те места, в которых следует ожидать подвоха. Это, как правило, подъезды к шлагбаумам и асфальт возле светофоров, то есть те места, где транспорт задерживается на длительное время.
Если из машины что-то течет, то в движении это не так заметно, но даже при кратковременной стоянке под ней может набежать небольшая лужица масла или тормозной жидкости.
Не дай бог что-то, что резко ухудшает сцепление с дорогой, попадется тебе в повороте. Окажешься на земле. Аналогично при торможении. Если в нормальных условиях скутер очень эффективно тормозит, то попадание на грязные участки дороги при торможении с большой вероятностью приведет к падению.
Не следует выезжать на встречную или разделительную полосы. На разделительной, кстати, всегда много песка.
Железнодорожные пути пересекай под прямым углом, не наклоняя скутер.
Первые капли дождя старайся переждать, т.к. они самые опасные. Они смачивают пыль и образуют на маслянистой поверхности асфальта жировую пленку, многократно снижающую коэффициент сцепления.
Самой грязной является та дождевая вода, которая попадает на дороги и смывается с них дождем в течение первой пары часов после начала непогоды. Если ты попадаешь в первый за день (или за более длительный период) дождь, знай, что дорога обещает быть особенно скользкой.
При езде в дождь стоит учитывать, что сцепление с мокрой дорогой сильно хуже чем с сухой. Будь особенно осторожен на разметке, трамвайных путях, полосах движения примыкающих к газонам, гудроновых полосах, лужах, местах со снятым и свежим асфальтом и всех потенциально опасных местах. Стоит так же учитывать, что в дождь ухудшается видимость для водителей автомобилей.
Что ожидать от автомобилей
Следует знать о том, что тяжелые транспортные средства создают зону разрежения позади себя при движении с большой скоростью, а также рассекают воздух, создавая дополнительные воздушные потоки вокруг себя. В сочетании с боковым ветром они могут привести к трагедии.
Следуя за автомобилем, помни, что он может пропустить препятствие между колес, и соответственно выбирай свое положение за ним.
При остановке в пробке не прижимайся к впереди стоящим транспортным средствам, всегда имей в запасе пространство впереди себя для того, чтобы в случае необходимости выбраться из пробки. Контролируй ситуацию сзади по зеркалам, пока задние машины не остановятся полностью!
Или занимай полосу полностью, или освободи ее. Не допускай появления вокруг тебя места, едва-едва достаточного для автомобиля - в этом случае при повороте он тебя все равно зацепит.
Не позволяй водителю машины рядом с тобой решить, что он сможет влезть в это узкое место - или освободи его полностью для него, или займи полосу.
Собаки не любят двухколесных
Ожидай их нападения. Заранее сбрось скорость с тем, чтобы собака изменила тактику и направление своего перехвата в соответствии с твоей изменившейся скоростью, и затем резко ускорься, оставив собаку позади.
Это чем-то похоже на тактику пилота истребителя, "обманывающего" приближающуюся к нему ракету. Именно так можно избежать столкновения с собаками и спасти им жизнь - они продолжают бежать по обочине, а не выбегают на проезжую часть.
Не забывай про ТО
Двигатели с воздушным охлаждением склонны к значительному расходу масла, особенно при движении с большой скоростью или в особо жаркие дни. Проверяй уровень масла заранее и почаще. Установи тенденции и темпы его расхода.
Доверяй своим шинам, но для этого всегда относись к ним как к самым лучшим друзьям.
Руль надо держать в руке, как птицу: слабо держать - выпорхнет, сильно – задушишь.
В этом мире, на дорогах которого правят автомобили, ты, будучи скутеристом, должен быть готов к тому, что автомобилисты совершают ошибки. Поэтому качественная защитная одежда обязательна для всех без исключений. Кроме этого, нужно владеть определенными навыками езды.
И получайте удовольствие!