ДТП С ПЕШЕХОДАМИ: О ЧЕМ СТОИТ ПОМНИТЬ ВОДИТЕЛЮ
Никто не застрахован от того, что под колеса бросится какой-то безумец, но и сами автомобилисты нередко нарушают ПДД и становятся виновниками аварий. Никто из нас не хочет стать убийцей, но почему-то у водителей это иной раз получается. Печальная статистика такова, что, практически, ежесуточно в Брянске происходят ДТП с участием пешеходов. Практически во всех случаях аварии произошли из-за того, что водитель не увидел переходящего дорогу человека. Так как же не допустить происшествий такого рода?
Опасные остановки
Остановки общественного транспорта традиционно являются местами концентрации ДТП. Наиболее частый случай — человек на противоположной стороне видит маршрутку/автобус/троллейбус и бросается бежать через дорогу в надежде успеть, пока тот не уехал. Заметить такого пешехода очень сложно.
Второй вариант — водители маршруток выпускают пассажиров перед пешеходным переходом, а те тут же начинают переход по «зебре», выскакивая из-за стоящего автобуса. Водитель автомобиля, двигающийся за маршруткой или объезжающий ее, до последнего физически не может увидеть пешехода, внезапно появляющегося из-за транспортного средства.
Чтобы избежать аварии, напоминаем водителям о необходимости в обязательном порядке сбавлять скорость еще при приближении к остановке общественного транспорта. Вовсе необязательно делать полную остановку или давить на тормоз — даже если вы просто убрали ногу с педали газа, в случае непредвиденной ситуации у вас появляется доля секунды на то, чтобы среагировать. В скорости автомобиль теряет совсем немного — недостающие километры легко компенсировать легким нажатием на газ уже после проезда остановки. Очень важно на всякий случай смотреть и влево, и вправо.
Движение в темное время суток
Ночь, легкие осадки, тусклый свет придорожного фонаря (либо отсутствие какого-либо освещения), полустертая разметка зебры и магазин через дорогу — типичное описание обстоятельств, при которых сбивают пешеходов. Если такой переход находится на трассе, то сбивают, обычно, насмерть. И дело не в потусторонних силах, а в законах физики — влажный воздух в темноте с искусственным освещением искажает дорожную картину.
Пешеход похож на тень от столба или дерева, причем чем выше скорость автомобиля, тем большей является схожесть. Тормозной путь на мокром асфальте увеличивается также на треть. Так, если водитель, который ведет автомобиль на скорости около 70 км/ч при влажной погоде идентифицировал пешехода на расстоянии 50 метров, шансы на то, что столкновения не будет, очень малы (в сухую погоду этого достаточно). Соответственно, главным советом является рекомендация снизить скорость даже в этом случае хотя бы на 15—20% — до 60—65 км в час.
Также не забывайте о необходимости правильно пользоваться светом: отрегулированные фары должны освещать дорогу на 100 метров (если включен дальний свет) или на 45 метров (если работает ближний свет). Большое значение имеет и поведение пешехода. Например, любому пешеходу можно существенно повысить свою безопасность, прикрепив к одежде светоотражатели. Согласно многочисленным исследованиям, такого пешехода даже при очень плохой погоде видно не за 50—80 метров, а за 150—200 — у водителя есть время и снизить скорость, и объехать.
Провокация аварии
Как это ни странно звучит, пешеходов далеко не всегда можно пропускать. Так, вы обязаны постараться предотвратить столкновение в том случае, если он уже выскочил на дорогу. Но ни в коем случае нельзя останавливаться и жестом приглашать пешехода перебегать дорогу в неположенном месте или на красный сигнал светофора. Ведь тот факт, что вы его видите и остановились, вовсе не означает, что человека видит водитель в соседнем ряду.
Взгляд через ряды
Пешеход имеет право выходить на проезжую часть, только если убедится в отсутствии опасности для себя и других участников дорожного движения — этого требуют ПДД. Такая юридическая формулировка означает, что пешеход, выходя на дорогу, обязан (!) повернуть голову вначале влево, потом вправо, а затем, дойдя до разделительной полосы — снова вправо. Нужно убедиться в том, что у каждого водителя, с автомобилем которого вы можете столкнуться, есть возможность увидеть вас и вовремя остановиться. То есть даже если вы ступили на зебру, а автомобиль слева от вас едет со слишком высокой скоростью, лучше остановиться и пропустить его.
Внимание! Отслеживать нужно автомобили во всех рядах. Ведь очень часто на двух-трехполосных дорогах человек ступает на зебру, автомобили в крайнем правом и среднем рядах останавливаются и он уверенно идет по дороге. Но в крайней левой полосе (наиболее скоростная) водитель может не видеть пешехода и последствия этого весьма печальны.
Поэтому мы советуем водителям всегда быть начеку. Так, если пешеход стоит у дороги, лучше приготовиться к тому, что он бросится под колеса: достаточно перенести ногу с газа на педаль тормоза (важна каждая доля секунды). И помните, что в зимних условиях пешеходы, одеты в теплую одежду с капюшонами на головах становятся неповоротливыми и не всегда могут оценить дорожную обстановку вокруг себя.