ТОТ, КТО УВЕРЕН, ЧТО ОШИБОК НЕ СОВЕРШАЕТ – ОПАСНЫЙ ВОДИТЕЛЬ!
Любой водитель, попавший в аварию, просто обязан был смоделировать такое развитие событий. Но не сделал этого. Он не смог предвидеть ошибки другого водителя и в этом - его ошибка. По-настоящему классным водителем можно считать того, кто не попадается в подобные ловушки. А чтобы в ловушки не попадать, надо учиться признавать свои ошибки в любой аварийной ситуации. Если есть аварийная ситуация, значит, вы совершили ошибку. Ее надо уметь отыскать. Ее нельзя игнорировать, иначе вы не будете совершенствоваться! Тот, кто уверен, что ошибок не совершает,- опасный водитель.
В районе педалей не должно находиться посторонних предметов, поэтому строжайшим образом запрещается складывать под водительским сиденьем какие-либо предметы. При применении ковриков следите, чтобы они были закреплены и не сбивались в сторону педалей.
Известны случаи, когда сбившийся коврик давил на педаль газа, что привело к аварийной ситуации. А если какой-то предмет попадает под педаль тормоза, это может закончиться трагедией.
Автомобиль стремительно меняется, становясь более динамичным и быстрым, диктуя другие навыки и понимание физики движения. Не почувствовав предела возможностей современной машины, говорить о безопасном управлении абсурдно.
Плохо, когда водитель считает, что умеет хорошо водить машину, но на самом деле, иллюзию контроля над машиной ему дают электронные системы. Но даже умная электроника не спасет невежду. Любую машину можно сорвать в занос, с которым не справится никакая электроника, а неумелый водитель за рулем и подавно. Дело в том, что определяющим фактором является сцепление шины с дорожным покрытием. Когда это сцепление пропадает, никакие силы не смогут контролировать поведение машины. Значит, главное для любого водителя - всегда безошибочно определять потенциал сцепления шин с дорогой.
При поиске места для остановки или стоянки после продолжительного движения с большой скоростью по загородному шоссе никогда не паркуйтесь так, чтобы под днищем оказалась сухая трава, сучья, сено или листья. Дело в том, что катализатор, как элемент выхлопной системы автомобиля, находится под днищем автомобиля и во время поездки раскаляется до 800 градусов. Он может в любой момент моментально воспламенить горючие материалы под машиной, и возникнет настоящий пожар. Имейте в виду, что автомобиль сгорает «дотла» всего за несколько минут.
Надо ли прогревать мотор перед поездкой? На современных автомобилях пуск двигателя даже в холодное время года не вызывает проблем в том случае если в порядке АКБ. Заменяйте АКБ через три-четыре года эксплуатации! Сразу после пуска мотор работает устойчиво и принимает газ, значит можно трогаться с места и ехать. Но первые километры требуется проехать с маленькой скоростью, чтобы прогрелось масло в коробке, заднем мосту и моторе, а температура охлаждающей жидкости обеспечила выход мотора на рабочий режим! На современных автомобилях автоматическая коробка отрегулирована так, что после холодного пуска она
переключает передачи позже, то есть выкручивает на каждой передаче больше оборотов. Это слышно по звуку двигателя. Такая работа на повышенных оборотах позволяет быстрее прогреть катализатор и выйти на рабочий температурный режим двигателю и самой коробке.
Если вы не пристегнуты ремнями безопасности, то в случае аварии вы ударитесь о руль, щиток приборов, ветровое стекло или переднюю стойку кузова автомобиля. Не пристегнутые ремнями безопасности водитель и пассажиры в случае аварии подвергают себя смертельному риску получить серьезные или смертельные повреждения от ударов о различные предметы, так как в большинстве случаев в момент аварии они вылетят из автомобиля. Пассажиры на задних сиденьях, не пристегнутые ремнями, рискуют погибнуть или получить серьезные травмы в три раза чаще по сравнению с пристегнутыми пассажирами.
Надо научиться концентрироваться на длительное время, то есть перестать водить машину «одной левой», то есть водить расхлябанно, как бог на душу положит. Что значит быть собранным за рулем? Например, вести машину точно посередине занимаемого ряда или в повороте выдерживать оптимальную траекторию. Для этого совсем не обязательно ехать быстро. Тормозить без клевков, переключать скорости без рывков. Плавно, точно, быстро, мягко, еще быстрее, но так же мягко и плавно, вот как должен водитель обращаться с органами управления, если он хочет стать классным водителем. А для автогонщиков такое обращение с рулем и педалями - это аксиома.
При движении в гололед или на обледенелых участках дороги на автомобиле с автоматической коробкой не пользуйтесь принудительным включением понижающей передачи для помощи в торможении. Невозможность сравнять обороты перегазовкой, как на автомобилях с механической коробкой, создаст большую опасность заблокировать ведущие колеса в момент переключения. Это вызовет моментальный занос автомобиля!
Помните, что с выключенным мотором на современной машине не работают сервоусилители. Значит, руль становится неимоверно тяжелым. А эффективность тормозов снижается во много раз. Это веская причина, чтобы отказаться от буксировки машины с неработающим двигателем. Даже жесткая сцепка не решит все проблемы, так как руль останется очень тяжелым. При необходимости перевозки такой машины лучше всего вызвать специальный эвакуатор.
Помните, что включенный прибор поддерживающий постоянную скорость - «круиз-контроль» (по-немецки «темпомат») не может учитывать дорожную обстановку и соблюдать предписывающие знаки! Вся ответственность за превышение скорости лежит на водителе. Не включайте эту систему при плотном движении! Не пользуйтесь круиз-контролем в гололед , на мокром асфальте, на извилистой дороге ,крутых подъемах и спусках и др. условиях недостаточной видимости.
При езде с большой скоростью в дождь в поворотах и при возникновении эффекта аквапланирования (когда шины всплывают на пленке воды, и автомобиль становится неуправляемым), никакая электронная система помощи водителю в управлении автомобилем ESP, ABS, BAS не спасет от аварии! Обычно аквапланирование возникает на скорости выше 80 км/ч, при условии, что на автомобиле стоят новые или почти новые шины. Старайтесь удерживать крепко руль, не меняйте его положения до выхода на твердую поверхность(для этого заходите в воду по наилучшей траектории), удерживать одну скорость ,не сбрасывая и не прибавляя газ. Особенно аккуратно надо вести машину, если впереди вы заметили колеи в асфальте, заполненные водой! Ведите машину таким образом, чтобы след от ваших шин проходил левее или правее, но не попадал в колеи!
14. Если вспыхнул символ работы электронных систем, обычно он желтого цвета и имеет различную символику (на мерседесах - восклицательный знак), водителю следует:
• при разгоне ослабить давление на педаль газа;
• при езде с постоянной скоростью или прохождении поворота несколько убавить газ;
• не выключать в этот момент систему ESP.
Невыполнение этих требований может вызвать потерюуправления и занос автомобиля! Слишком быстрая езда повышает опасность аварии и создает предпосылки возникновения ситуации, в которой электронные системы помощи водителю окажутся бессильны!
Никогда не меняйте положение руля( регулировка по вылету и высоте) во время движения автомобиля и не двигайте сиденье в салазках вперед-назад! Это может привести к потере контроля за автомобилем на дороге и закончиться аварией.
Превышение скорости ведет к серьезным ошибкам в управлении автомобилем и это - основная причина ДТП. Учитесь выбирать безопасную скорость. При неблагоприятных погодных условиях выбирайте такую скорость, которая позволит вам остановить машину в пределах зоны видимости. Выбирайте скорость, в зависимости от состояния и покрытия дороги, вашего стажа за рулем и интенсивности движения, погодных условий и времени суток.
Если водитель движущегося перед вами автомобиля затормозил или резко снизил скорость, не пытайтесь сразу его обгонять. Сначала выясните причину, почему он это сделал. Впереди может быть невидимое вам препятствие.
Вы должны трогаться с места и тормозить так плавно, чтобы ваш пассажир не почувствовал этого. То же самое и в поворотах. Вот оно настоящее мастерство: так тонко чувствовать педали и руль, что автомобиль абсолютно плавно, как по маслу, разгоняется и тормозит. Когда прибавится опыта, попробуйте ездить в такой же манере чуть быстрее. Это отличная тренировка для того, чтобы понять, что такое баланс автомобиля на дороге. Минимальный крен в поворотах, никаких рывков при трогании с места и при разгоне, никаких клевков автомобиля при торможении.
В потоке нужно следить не за бампером впереди идущей машины, а смотреть на 3-4 автомобиля вперед. Это один из ключевых моментов движения не только в городе, но и на трассе, и хочу сделать на этом акцент.
Главное действующее лицо - водитель автомобиля. От него зависит скорость движения по данной траектории. Он не должен бороться с автомобилем, не должен принуждать его ехать по идеальной траектории применением грубой силы. Главный противник гонщика или обычного водителя - трасса или дорога. Но и с ней не стоит вступать в отчаянную борьбу. Надо понять ее характер. «Распускай машину на выходе из поворотов!» - советуют бывалые автогонщики. Не надо мешать машине ехать! Это означает, что с прибавлением газа во второй части поворота, руль постепенно возвращается в исходное положение, когда колеса смотрят прямо.
Неспособность водителя чувствовать скорость - причина множества аварий. А вы умеете чувствовать скорость? Чтобы проверить свои способности в этом, разгонитесь до скорости 90 км/ч, закройте спидометр ладонью (само собой, не снимая этой руки с руля), притормозите и езжайте со скоростью ровно 60 км/ч по вашим ощущениям. Откройте спидометр и сверьтесь с его показаниями.
Точно так же можно проделать это упражнение, разгоняясь с 60 км/ч до 90 км/ч. Проделывать подобные упражнения можно только на загородном шассе, где отсутствует интенсивное движение транспорта.