ПОЧЕМУ ПРОИСХОДЯТ ДТП?
Если спросить рядового обывателя о том, что, на его взгляд, является причиной дорожно-транспортных происшествий — он наверняка ответит: нарушение Правил дорожного движения. Однако такой ответ будет явно неполным: помимо этого, существует еще целый ряд причин, приводящих к авариям. В данной статье мы рассмотрим и проанализируем самые характерные из них. Хотя, конечно, большинство аварий происходит по причине недисциплинированности участников дорожного движения (водителей, пешеходов, велосипедистов, и др.), пренебрегающих ПДД.
Характерный пример — нарушение скоростного режима: кому из нас не доводилось видеть, как в зоне действия знака, разрешающего двигаться со скоростью не более 60 км/ч некоторые автомобили «пролетают» с намного большей скоростью.
Также «популярностью» пользуются следующие нарушения, приводящие к авариям: обгон в запрещенных местах, нарушение правил маневрирования, проезд на запрещающий сигнал светофора, игнорирование знаков приоритета.
Однако не только водители нарушают правила дорожного движения. Ничуть не лучше их ведут себя пешеходы, которые либо переходят дорогу в неположенном месте (причем зачастую даже не удосужившись посмотреть по сторонам и убедиться в отсутствии в непосредственной близости транспортных средств), либо делают это на запрещающий сигнал светофора. То же самое касается и велосипедистов: ехать слишком далеко от края проезжей части, пренебрежение другими требованиями ПДД для многих — чуть ли не в порядке вещей.
Еще одной распространенной причиной дорожных аварий является управление автомобилем в состоянии опьянения. Здесь мы не будем подробно на этом останавливаться, поскольку данный вопрос дополнительных пояснений не требует.
Часто причиной дорожно-транспортных происшествий является переутомление водителя вплоть до засыпания за рулем.
Многие аварии случаются по причине технической неисправности автомобилей. Напомним, что существует законодательно утвержденный Перечень технических неисправностей, при наличии которых эксплуатация транспортных средств запрещается. Кроме этого, с некоторыми неисправностями запрещено даже дальнейшее движение. Разница между эксплуатацией и дальнейшим движением заключается в том, что в первом случае вы имеете право доехать своим ходом к месту ремонта или стоянки, а во втором любое дальнейшее движение запрещено, и автомобиль придется буксировать либо везти на эвакуаторе.
Например, если в дороге у вас перегорела лампочка в фаре или вышел из строя стояночный тормоз — можете ехать к месту стоянки или ремонта, но последующая эксплуатация автомобиля разрешается только после устранения неисправностей. А вот если у вас отказали тормоза (например, педаль «проваливается»), или рулевое управление, или во время дождя не работают стеклоочистители — дальнейшее движение запрещено. Либо устраняйте неисправность на месте, либо (в случае со стеклоочистителями) дожидайтесь окончания осадков, либо доставляйте автомобиль к месту ремонта или стоянки путем буксировки либо с помощью эвакуатора.
Пренебрежение этими требованиями нередко приводит к тяжким дорожно-транспортным происшествиям. Например, при отказе рулевого управления автомобиль становится полностью неуправляемым, и его может вынести как на полосу встречного движения, так и в кювет или на тротуар. Предельно опасен также отказ тормозной системы: вы не сможете остановить машину при появлении препятствия, и избежать аварии будет практически невозможно (особенно на перекрестке).
Распространенной причиной дорожно-транспортных происшествий является невнимательное отношение к другим участникам дорожного движения со стороны как водителей, так и пешеходов. Например, вы едете по дороге, ничего не нарушая, но в это время отвлеченно думаете о чем-то своем. Следовательно, у вас притупляется внимание, и вы не успеваете вовремя заметить появившегося на проезжей части пешехода и, соответственно — среагировать на изменение дорожной обстановки. Пусть даже пешеход и нарушил Правила дорожного движения, но если бы вы были повнимательней, то увидели бы его раньше, и наезда удалось бы избежать. Ну а что касается пешеходов, то многие из них выходят на проезжую часть там, где заблагорассудится, совершено ничего не замечая вокруг.
По причине невнимательности водители часто не замечают загоревшиеся у впереди идущей машины стоп-сигналы, включившийся у другого автомобиля указатель поворота, «теряют» свою полосу движения, и т.п. Все это также в конечном итоге может привести к аварии.
Часто дорожно-транспортные происшествия случаются по причине неудовлетворительного состояния дорог. Эта тема настолько стара и избита (кто не слышал известную поговорку: «в России две проблемы — дороги и дураки»), что здесь добавить что-то новое трудно. Кто из нас не сталкивался на дороге с ямами, ухабами, открытыми канализационными люками, и иными «прелестями», возникающими по причине вопиющего разгильдяйства, головотяпства и преступной халатности дорожных и иных служб. Между прочим, даже небольшого размера яма может стать причиной опрокидывания автомобиля либо самопроизвольного выезда его на полосу встречного движения при движении даже не на самой высокой скорости (иногда для этого бывает достаточно скорости 70-80 км/ч, а на скользкой дороге — и 30-40 км/ч).
Между прочим, если причиной аварии стало неудовлетворительное состояние дороги, то ответственность за дорожно-транспортное происшествие можно полностью или частично возложить на представителей дорожных служб, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
К тяжким дорожно-транспортным происшествиям нередко приводит неисправность технических средств организации дорожного движения. Наиболее типичный пример — неисправный светофор (имеется в виду именно неисправный, а не неработающий или с мигающим желтым сигналом). Самое плохое, когда на всех светофорах, установленных на перекрестке, включен зеленый сигнал. Здесь возможна авария с самыми тяжелыми последствиями — ведь все автомобили будут двигаться на скорости на зеленый свет. Водители — участники дорожно-транспортного происшествия в такой ситуации виновными признаны не будут — ответственность полностью будут нести дорожные службы.
Иногда бывает так, что в одном направлении на испортившемся светофоре все время горит зеленый свет, а в другом — красный. Многие торопливые водители в подобных случаях просто ждут, когда пересекаемая дорога будет пустой, и, выбрав момент, проезжают перекресток на запрещающий сигнал светофора. Если это приведет к дорожно-транспортному происшествию — водитель, поехавший на красный свет, будет признан виновником аварии, хотя часть вины следовало бы возложить на дорожные службы, так как именно они не обеспечили нормальную работу дорожного оборудования. Правильнее в подобной ситуации развернуться и поехать другой дорогой, либо позвонить с мобильного телефона в ГИБДД и попросить прислать регулировщика.
Еще одна распространенная причина дорожных аварий — недостаточная подготовка водителей транспортных средств, причем как в части теории, так и в части практики. Кроме этого, некоторые люди, отучившись в автошколе и получив права, долгое время не ездят за рулем. Кто-то пошел учиться просто «чтобы были права», кто-то планирует купить машину только через несколько лет, а учится сейчас «потому, что есть время», и т.п. Когда же по истечении нескольких лет они, в конце концов, решают сесть за руль, то к этому моменту они полностью забывают все, чему их учили в автошколе. В данном случае водительское удостоверение дает им только юридическое право управлять автомобилем; но чтобы иметь еще и моральное право, необходимо попрактиковаться на безлюдных дорогах или поездить в ночное время (когда машин на улицах почти нет), чтобы вспомнить основные навыки и не создавать по нескольку раз за поездку опасные ситуации на дороге.