НРАВСТВЕННОСТЬ ВОДИТЕЛЯ
Надежность водителя в значительной мере зависит от таких его нравственных качеств, как дисциплинированность и чувство ответственности. Надежность водителя определяется и его правосознанием, а также отношением к соблюдению установленных правил.
Недисциплинированность, как сознательное нарушение порядка и правил, влечет за собой наиболее опасные последствия при нарушении ПДД. Типичные нарушения ПДД — это превышение допустимой скорости, нарушение правил проезда перекрестков, других опасных участков и взаимодействия с участниками движения, управление автомобилем в болезненном состоянии или после употребления алкоголя, выезд на неисправном автомобиле и т. д. При управлении автомобилем водитель обязан заботиться не только о личной безопасности, но и о безопасности других участников движения. Это достигается при соблюдении требовании ПДД и учете возможных ошибок других участников движения, вплоть до готовности отказаться от своих намерений, даже если при их реализации водитель может оказаться формально прав.
В современных условиях интенсивного движения особое значение приобретает такая проблема, как выполнение требований взаимной-предупредительности участников движения. Особенно важным является вопрос взаимоотношений водителей и пешеходов. Для многих наших городов типичным, например, является игнорирование требований пропуска пешеходов на пешеходных переходах и при выполнении поворотов. Нередки случаи, когда водитель пропускает их, сопровождая грубыми окриками, звуковым сигналом, или близко подъезжает и запугивает их.
Многие водители не считают нужным подавать вообще или заблаговременно предупредительные сигналы о своих намерениях. Часто их подают таким образом, что намерения водителя предугадать трудно, например, когда обгон выполняется и завершается с включенным левым указателем поворота.
Отсутствие взаимной предупредительности, невнимательности касается не только правовых аспектов, но и этических. На дорогах нередко встречаются случаи неуважительного отношения к участникам движения, которых постигла небольшая или серьезная неудача. Например, иногда водитель испытывает затруднения в попытках перестроиться в соседний ряд. Вместо того чтобы помочь ему, создать для него «окно», некоторые водители без нужды, умышленно сокращают дистанцию до движущегося впереди автомобиля. Нетрудно представить себе другой типичный случай, когда у водителя перед перекрестком заглох двигатель. Очевидно, в этом случае нужно проявить взаимопонимание и выдержку, а не тревожить или даже третировать его грубыми окриками о его неполноценности, оскорблениями, звуковыми сигналами и т. п. Если в положении неудачника окажется неопытный водитель, который может легко потерять самообладание, подобные поступки непосредственно действуют на его психику, предпосылают возможность последующих ошибок, в том числе и грубых.
На дорогах встречаются множество случаев, когда требуется участиеие и взаимная помощь водителей, причем в таких ситуациях может оказаться любой, а разрешаются они в зависимости от внутренней культуры и воспитанности того, кто сидит за рулем. Не случайно, что часто попытка уделить внимание и оказать помощь вызывает у некоторых удивление. Проблемы безопасности на дорогах будут решаться успешнее, если все участники движения будут взаимно доброжелательны и терпимы, добры и готовы к взаимопомощи.