ДВИЖЕНИЕ ПО СКОЛЬЗКОЙ ДОРОГЕ
Наверняка брянские водители, выезжая по своим делам на автомобилях утром 18 февраля, обратили внимание на отдельные обледенелые участки дорог. Статистические данные свидетельствуют о том, что около 30 % дорожно-транспортных происшествий случается по причине плохого сцепления колес автомобиля с поверхностью проезжей части. Однако плохое сцепление колес с дорогой может быть обусловлено и высокой степенью износа шин либо использованием резины, не соответствующей сезону.
В результате плохого сцепления колеса проскальзывают по проезжей части. Таким образом, во-первых, существенно снижается эффективность торможения, а во-вторых, автомобиль легко уходит в занос, из-за чего становится почти неуправляемым (по крайней мере, новичок вряд ли сможет выйти из подобной ситуации без серьезных последствий). Что касается шин, то водитель должен следить за состоянием резины и своевременно менять ее в соответствии с приближающимся сезоном. Далее рассмотрим подробнее виды опасных участков дорог и порядок действий на них.
Часто водители ошибочно полагают, что дорога, на которой имеются пятна масла либо иных нефтепродуктов, не таит в себе опасностей. В реальности такое дорожное полотно является скользким независимо от времени года и погоды. Кстати, это же касается и дорог, на которых недавно положен асфальт, особенно если на улице жарко. По возможности старайтесь избегать попадания на дорогу с масляными пятнами или объезжайте их, чтобы нефтепродукты не оставили следов на шинах.
Если вы едете по дороге с колеей, ранее проложенной другими автомобилями, то продолжайте движение именно по ней: в колее сцепление колес с поверхностью значительно лучше.
Когда на дороге лежит тающий лед, старайтесь двигаться по полосам с наиболее интенсивным движением: на них лед исчезает в первую очередь.
Особую осторожность в холодное время года следует соблюдать при движении по мостам и путепроводам. Дело в том, что они покрываются льдом раньше, чем обычная дорога, и сходит с них лед позже. Иногда мосты и путепроводы обледенелые, даже когда на всех других дорогах лед полностью отсутствует.
При движении на обледенелой дороге не делайте резких движений рулевым колесом и не нажимайте активно педали газа и тормоза. Старайтесь поменьше маневрировать (в частности, перестраивайтесь только в случае необходимости). Не выполняйте на скользкой дороге обгон — это чревато катастрофическими последствиями.
При наличии на дороге песчаных и снежных заносов старайтесь их объезжать — это опасные участки.
Если вы остановились на скользкой дороге или обочине — знайте, что троганье с места может быть затруднено. Перед началом движения выровняйте колеса, заведите автомобиль, плавно нажмите педаль газа и какое-то время удерживайте ее в одном положении. Иногда можно подложить что-нибудь, например доску, под ведущие колеса — так вы тронетесь, когда иначе не получается. Помните, что на скользкой дороге начинать движение нужно медленно — в противном случае вы либо забуксуете, либо машину развернет.
На скользкой дороге многократно увеличивается тормозной путь автомобиля. Поэтому ехать по ней рекомендуется с пониженной скоростью с соблюдением большой дистанции спереди и с боков. Если необходимо изменить скоростной режим — делайте это как можно мягче, плавно нажимая педали газа или тормоза.
При приближении на скользкой дороге к перекресткам ил.) поворотам заблаговременно снижайте скорость. Перекресток в данной ситуации таят в себе две основные опасности:
- поверхность проезжей части в непосредственной близости; к перекрестку может быть особенно скользкой по причин! постоянного торможения транспортных средств в данное месте;
- существует вероятность столкновения с другими автомобилями, водители которых не рассчитали безопасной скорости движения.
Учтите, что ни в коем случае нельзя тормозить резко, блоки руля колеса (хотя именно это хочется сделать инстинктивно при возникновении опасной ситуации). Ваш автомобиль может занести, и он станет полностью неуправляемым. Снижайте скорость и останавливайтесь с помощью торможения двигателе! либо прерывистого торможения. Рассмотрим подробнее оба способа.
Термин «торможение двигателем» хорошо знаком опытным автомобилистам. Сущность метода заключается в том, что водитель останавливает автомобиль, постепенно переходя на пониженные передачи: с четвертой — на третью, с третьей — на вторую, со второй — на первую. Лишь для полной останови (при движении на очень малой скорости) можно использовать тормоза. Нередко таким образом автомобиль можно остановить и без использования тормозов. Получается, что автомобиль снижает скорость за счет двигателя, который передает меньший крутящий момент на колеса при понижении передач. Преимущества данного способа заключаются в том, числе автомобиль замедляет движение равномерно и постепенно без блокировки колес, что намного уменьшает вероятность заноса.
В случае прерывистого торможения водитель делает коротки' прерывистые нажатия на педаль тормоза без блокировки колес (то есть по принципу «нажал — отпустил»). Если в процессе торможения необходимо подкорректировать траектории автомобиля рулевым колесом, то это следует осуществлять только при отпущенной педали тормоза, когда колеса транспортного средства свободно вращаются.