КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ МОТОШЛЕМ?
29 июля 2013 года в России стартовала акция «Шлем — всему голова», в рамках которой сотрудниками ГИБДД уже проведен ряд рейдов по пресечению нарушений правил дорожного движения водителями, управляющими мототранспортными средствами. Одним из путей профилактики ДТП среди водителей и пассажиров двухколесного транспорта является обязательное ношение мотошлема всеми участниками мотодвижения.
Мотоциклист, в отличие от водителей автомобилей, окруженных железом и пластиком, чувствует себя частью природного окружения. Ощущение свободы это замечательно, но имеет и отрицательные стороны: когда слишком холодно или идет дождь. Потому защитная экипировка мотоциклиста создана не только для защиты от травм при ДТП, но и для защиты от природных явлений (дождь, ветер, температура). Основным элементом экипировки мотоциклиста является шлем. О его выборе и пойдет речь.
Шлем служит для защиты головы. Применение шлема обязательно практически во всех странах мира. Помимо защиты от удара, шлем защищает от ветра, воды, солнечного света и пыли. А красивый шлем еще и способен создать определенный имидж, наравне с одеждой и модными аксессуарами!
Наружная оболочка шлема защищает голову от проникания посторонних предметов, а внутренний слой поглощает энергию удара. Защитный ремешок удерживает шлем от соскакивания при столкновении. Конечно, в первую очередь следует задуматься о защитных свойствах шлема, а не о его цвете и цене.
Полностью закрытые шлемы («интегралы») обеспечивают наибольшую защиту, поскольку закрывают всю голову. Кроме того, «интегралы» обладают хорошей звукоизоляцией, низким аэродинамическим сопротивлением, а их стекло надежно защищает лицо от воды, холодного ветра, пыли и насекомых.
Шлемы, закрывающие 3/4 головы, хотя и не обеспечивают такой защиты, как «интегралы», однако имеют большой обзор, комплектуются солнцезащитным козырьком (под него можно надевать очки, как с диоптриями, так и защитные, в том числе с маской, закрывающей низ лица). Многие предпочитают именно их. Разновидность таких шлемов — с защитной подбородочной дугой, которая может быть как съемной, так и (чаще всего) выполненной заодно с основной оболочкой. Такие шлемы используют для езды на мотоциклах двойного назначения (по дорогам и бездорожью) и для занятий внедорожным мотоспортом.
Открытые шлемы с небольшим козырьком или защитным экраном используют преимущественно водители круизеров (чопперов). В этих шлемах приятно обдувается лицо в жаркую погоду, в них можно свободно есть, пить, курить и разговаривать. У них прекрасные обзорность и слышимость, малый вес (1 кг и менее). Но защита при ДТП у них самая низкая. Однако именно в таких шлемах лучше всего обучаться вождению на площадке.
Выбирая шлем, необходимо обратить внимание на следующее:
-шлем должен быть заводского изготовления, желательно известных фирм. Это гарантия того, что он удовлетворяет всем требованиям стандартов;
-на шлеме (или на ремешке) должны быть бирка соответствия стандарту (у европейских производителей это буква «Е» в кружке и цифра, соответствующая международному коду страны («E22» — шлем сертифицирован по стандартам России);
-на оболочке шлема должно быть клеймо месяца и года выпуска.
Если размер шлема подобран правильно (как правильно одевать шлем, Вы можете спросить у продавца), он должен сидеть как влитой, не вызывая отрицательных ощущений.
Первым впечатлением от нового шлема может быть — он мал. Но подождите несколько минут, за это время эластичная набивка примет форму вашей головы. Если шлем болтается при резких поворотах, кивках головой или сваливается при расстегнутом ремешке — он велик. При езде в таком шлеме будет досаждать шум ветра, будет поддувать, а в случае аварии он может просто слететь с головы.
Большинство производителей шлемов рекомендуют при нормальной эксплуатации заменять шлем каждые 2 — 4 года (больший срок относится к изделиям из стеклопластика). Если вы обнаружите какие-нибудь дефекты шлема, то сделайте это раньше. Кроме того, все мотоциклетные шлемы рассчитаны только на одну аварию — затем их следует заменить.
Чтобы шлем был пригоден, храните его бережно. Будет обидно покупать новый из-за собственной небрежности, когда он просто упал на асфальт с руля или седла. Даже если удар не настолько сильный, чтобы повредить «скорлупу», его хватит для того, чтобы поцарапать краску или стекло (только самые дорогие шлемы имеют поверхность, стойкую к механическим воздействиям). Поэтому лучше хранить и перевозить шлемы в специальных мешках-футлярах из мягкой ткани.
Как показывает статистика, использование качественного защитного мотошлема в случае ДТП может сократить риск получения смертельных травм на 40%, а тяжелых — более чем на 70%.
В России использование защитного шлема при езде на мототранспорте впервые стало обязательным в 1967 году. За эти годы мотошлем спас миллионы жизней.