КОГДА «МЕШАЮТ» ПРЕПЯТСТВИЯ
Вчера, 25 июля, в Брянске было зарегистрировано ДТП, связанное с наездом на бордюрный камень, иными словами, на препятствие. Конечно, можно предположить, что дама, находившаяся за рулем, была не совсем трезва, что и привело к автоаварии. Но это, так сказать, частный, конкретный случай. На самом же деле, как ни прискорбно, похожие происшествия – не такая уж и редкость. Вчерашнее ДТП закончилось для женщины переломами ребер, то есть, сравнительно благополучно. А между тем, по степени опасности наезд на неподвижное препятствие сопоставим с лобовым столкновением.
Как правило, подобные дорожно-транспортные происшествия возникают по причине невнимательности водителя. Иногда достаточно отвлечься на доли секунды, чтобы врезаться в столб, дерево, стоящее транспортное средство, стену здания, и т.п. Если человек не пользуется ремнем безопасности, то для летального исхода при наезде на неподвижное препятствие может хватить скорости автомобиля всего 40-50 км/ч. Основные травмы водитель получает при ударе грудью о рулевое колесо, и головой — о лобовое стекло. При этом и водителя, и сидящего рядом пассажира может выбросить через лобовое стекло, что приведет к множеству травм, в большинстве случаев несовместимых с жизнью.
Существует такое мнение, что при наличии в автомобиле подушек безопасности ремнем можно не пристегиваться. На самом же деле это далеко не так: без ремня безопасности никакая подушка вас не спасет. В частности, она никоим образом не помешает тому, чтобы вас не выбросило силой инерции через лобовое стекло.
Следует учитывать и такой немаловажный факт. Многие наши соотечественники ездят на подержанных автомобилях иностранного производства. У большинства современных иномарок предусмотрено штатное комплектование подушками безопасности, но ведь не исключен вариант, что эти подушки уже были использованы до вас.
Развитие событий при наезде на препятствие
- Вот как развиваются события, когда водитель на скорости 80 км/час совершает наезд на неподвижное препятствие:
- Спустя 0,026 секунды после удара вдавливается бампер; сила в тридцать раз превышающая вес автомобиля, останавливает его движение на линии передних сидений, тогда как его пассажиры (если они не пристёгнуты) продолжают двигаться в салоне автомобиля со скоростью 80 км/час.
- Спустя 0,039 секунды после удара водитель вместе с сиденьем стремительно движется вперёд на 15 сантиметров .
- Спустя 0,044 секунды после удара он грудной клеткой ломает руль.
- Спустя 0,050 секунды после удара скорость падает настолько, что на автомобиль и на всех пассажиров начинает действовать сила тяжести, в 80 раз превышающая их собственный вес.
- Спустя 0,068 секунды после удара водитель с силой в 9 тонн ударяется о приборный щиток.
- Спустя 0,092 секунды после удара водитель и сидящий рядом с ним пассажир одновременно врезаются головами в переднее ветровое стекло автомобиля и получают смертельные повреждения черепа (раскалывается как арбуз).
- Спустя 0,100 секунды после удара повисший на руле водитель отбрасывается назад; он уже мёртв.
- Спустя 0,110 секунды после удара автомобиль начинает слегка откатываться назад.
- Спустя 0,113 секунды после удара сидящий за водителем пассажир (если он также не пристёгнут) оказывается с ним на одной линии, наносит ему новый удар и одновременно сам получает смертельное повреждение.
- Спустя 0,150 секунды после удара наступает полная тишина. Осколки стекла и обломки железа падают на землю. Место столкновения окутывает облако пыли.
- Всё произошло менее, чем за две десятых секунды после удара.
Ремни спасли не одну тысячу человеческих жизней. Согласно статистике, вероятность смертельного исхода при фронтальном (лобовом) столкновении для водителей, пользующихся ремнями безопасности, уменьшается в 2,3 раза, при боковом – в 1,8 раз, а при опрокидывании автомобиля – в 5 раз.
По отношению к пассажирам статистика даёт ещё более обнадёживающие цифры – при лобовом столкновении степень риска у пристёгнутых пассажиров в 9 раз меньше, чем у непристёгнутых!
Казалось бы, всё ясно – пристёгивайтесь, дамы и господа! Да не тут то было. Многие водители, намотавшие не одну тысячу километров, приводят довод, мол, в случае аварии и возникновения пожара пристёгнутый человек может сгореть вместе с автомобилем. Но этот миф развеяли спортсмены. Согласитесь, вряд ли где-нибудь бывает больше аварий, чем на соревнованиях. Тем не менее, никому из самых отчаянных гонщиков «Формулы-1» даже в голову не придёт желание пренебречь ремнями безопасности.
В 70-е годы считалось, что ремень гарантирует сохранение жизни водителя при лобовых столкновениях на скоростях до 50 км/час. Сегодня верхняя планка поднялась до 65 км/час за счёт совершенствования конструкции ремней. Если учесть, что в большинстве случаев столкновения происходят именно на таких скоростях, то становится ясно (по крайней мере, для умных) что без ремней не обойтись. Многие современные автомобили имеют в своей конструкции подушки безопасности. Но они сработают неправильно у непристёгнутых (особенно водителя). Скажем так: в авто с подушками и пристёгнутыми, шансов выжить в аварии у Вас на несколько порядков выше, чем при прочих равных условиях. Если ограничена в правилах скорость движения, так ограничьте Вы эту растреклятую скорость! Незачем показывать свою крутизну и мощь авто, педаль газа и пол машины созданы отнюдь не для того, чтобы встречаться друг с другом. Удачи Вам на дорогах и беспрепятственной езды!