ОБСЛУЖИВАТЬ ИЛИ НЕТ СИСТЕМУ ОХЛАЖДЕНИЯ?
Среди начинающих автомобилистов часто услышишь мнение, что система охлаждения в автомобиле простая и не требующая обслуживания матчасть. Да и многие мануалы современных авто скромно умалчивают о необходимости ухода за системой и периодах смены в ней охлаждающей жидкости. Как же поступить: обслуживать или не обслуживать систему охлаждения в машине? Ответ на этот вопрос можно дать после нескольких выводов относительно важности ее работы.
Итак, позволим себе заметить, что не более четверти энергии двигателя тратится на приведение авто в движение, остальные три четверти поглощаются системой охлаждения. Отказ в работе системы охлаждения, в каждом четвертом случае, является основной причиной выхода двигателя из строя.
Кроме этого, ухудшение свойств охлаждающей жидкости, игнорирование рекомендаций по ее замене, приводят к образованию отложений в системе, которые в несколько раз могут ухудшить эффективность ее работы. В результате, нарушается теплообмен в радиаторе и всей рубашке охлаждения, ухудшается пропускная способность патрубков системы. Отложения плотным слоем ложатся на стенках термостата и крыльчатке помпы, тем самым нарушая их нормальную работу, а заодно и работу электронных датчиков системы, без которых не обходится ни один современный автомобиль.
Далее, следует печальный результат – постоянный перегрев и ускоренное старение всей системы охлаждения автомобиля.
В результате, имеем вывод - система охлаждения требует обязательного и тщательного ухода, как одна из самых жизненно важных в любой машине. Для этого, необходимо регулярно проводить промывку и полную замену охлаждающей жидкости в системе. Делать это нужно, пользуясь, в первую очередь, рекомендациями заводов изготовителей, специализирующихся на выпуске охлаждающих жидкостей. Но следует учесть один нюанс. К сожалению, не все жидкости одинаково качественны и если в расширительном бачке вместо зеленого или розового был обнаружен коричневый, ржавый оттенок, замену необходимо произвести немедленно. В противном случае последствия, описанные абзацем выше, не заставят себя долго ждать.
Дополнительно, для принятия решения о необходимости замены жидкости, обращаем внимание на некоторые отличительные от нормы признаки, указывающие на некорректную работу системы охлаждения:
- Стрелка указателя температуры частенько забирается выше обычных показаний.
- Вентилятор радиатора работает чаще, чем обычно.
- Плохо функционирует отопление салона.
- Охлаждающая жидкость пенится.
Итак, заменяем охлаждающую жидкость. Работы производим только на холодном двигателе. После их окончания не забываем плотно завернуть пробку расширительного бачка. Учитываем тот факт, что охлаждающая жидкость довольно токсична, поэтому при работе с ней стараемся не вдыхать ее пары.
Устанавливаем автомобиль на ровную поверхность, таким образом, чтобы передняя часть находилась выше задней. Это даст возможность слива практически всей жидкости, находящейся в системе. Для того, чтобы не нарушить работу электронных датчиков системы охлаждения, снимаем минусовую клемму с аккумулятора.
Чтобы полностью слить охлаждающую жидкость, необходимо воспользоваться точками слива на двигателе и радиаторе системы (иногда эту роль выполняет нижний патрубок между ДВС и радиатором). Под место слива, предварительно подставляем подходящую емкость, соответствующую объему системы охлаждения. Отработавшую свой срок жидкость, ни в коем случае нельзя использовать повторно, например, после отстаивания.
Заполнение системы проводят через расширительный бачок и первично до отметки «максимум». Следует учитывать, что в системе возможно образование воздушных пробок, поэтому, после заливки, пускаем двигатель и даем ему возможность поработать до включения вентилятора. После этого, останавливаем двигатель и, при необходимости, производим долив охлаждающей жидкости. Уровень должен находиться между метками «минимум» и «максимум». Обязательно, при первом запуске системы, следим за показаниями датчика температуры охлаждающей жидкости в салоне автомобиля. В случае, когда стрелка начинает заходить на красную зону, рекомендуется включить отопитель салона. Если воздух, идущий из отопителя, не теплеет, в системе образовалась воздушная пробка. Удалить ее можно следующим образом. Заезжаем передними колесами на возвышенность, и на пару минут пускаем двигатель на средних оборотах.
В некоторых случаях, требуется промывка системы охлаждения (например, при забитой или грязной системе). Очень эффективным и недорогим средством для этого является обычная лимонная кислота. Разводят ее из расчета 1 кг., кислоты на 10 л., воды. На указанной смеси, даем поработать двигателю в течение 30-40 минут. Если промывочная жидкость в системе приобрела грязно - коричневый оттенок, процедуру необходимо повторить. Только после этого заливаем новую охлаждающую жидкость.