НЕПРИСТЕГНУТЫЙ ПАССАЖИР - УГРОЗА ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ И ДРУГИХ ПАССАЖИРОВ В АВТОМОБИЛЕ
Один из самых старых, распространенных и живучих среди автомобилистов мифов, якобы оправдывающих неиспользование ремней безопасности, заключается в том что, ремни «ограничивают свободу», а в случае аварии – душат или режут, одним словом, - наносят человеку дополнительные травмы.
Конечно же, это всего лишь миф, а эффективность ремней безопасности можно проверить самостоятельно на скорости не более 20 км/час. Даже такой скорости достаточно, чтобы в случае резкого торможения ощутить всю силу инерции и оценить необходимость такого изобретения, как ремни безопасности.
Из-за того, что водители и пассажиры часто не пристегиваются, последствия автоаварий оказываются намного тяжелее, чем могли бы. Риск гибели пассажира на переднем сиденье во время ДТП увеличивается в пять раз, если пассажиры на заднем сиденье не пристегнуты. Анализ более 100 тыс. ДТП показал, что непристегнутые пассажиры задних сидений представляют собой наибольшую опасность для водителя и пассажира, сидящего спереди. Почти 80% пассажиров передних сидений могли бы выжить в случае, если бы пассажиры на задних сиденьях были пристегнуты.
И, тем не менее, в России далеко не каждый водитель или пассажир считает обязательным пристегнуться в автомобиле. Госавтоинспекция МВД России подводит итоги еженедельных опросов, проведенных на официальном сайте.
Всего за прошедшие шесть недель в голосовании приняли участие 54 074 посетителя Интернет-сайта. Вниманию респондентов было предложено несколько блоков вопросов, так или иначе касающихся проблематики использования средств пассивной безопасности в автомобиле. Проведенный социологический опрос позволил определить мнение респондентов относительно необходимости пристегиваться не только на переднем, но и на заднем пассажирском сидении, о том, насколько водители ответственны по отношению к своим пассажирам и напоминают ли им о том, что нужно воспользоваться ремнем безопасности. Кроме того, участники опроса высказались относительно того, что, по их мнению, могло бы стимулировать людей использовать средства пассивной безопасности – усиление ответственности, осознание личной безопасности, собственный печальный опыт участия в ДТП или дополнительный контроль со стороны ГИБДД.
Проведенное общественное голосование показало, что всегда пристегиваются – в качестве водителя, пассажира переднего или заднего сидения - 50% опрошенных. При этом 23% респондентов считают, что на заднем сидении можно не пристегиваться, а 17% пользуются ремнями безопасности в зависимости от обстоятельств, - имеется в виду, видимо, пристегивание в городе либо на загородных автотрассах, при поездках на короткие либо длинные расстояния и т.п.; 10% опрошенных сообщили, что вообще не считают нужным пристегиваться.
О том, кто должен контролировать использование ремней безопасности и кто его контролирует на самом деле, мнения разошлись. Ответы респондентов поделились почти пополам: 49% опрошенных считают, что пассажир должен сам отвечать за соблюдение правил использования ремней безопасности, практически столько же - 48% респондентов – возложили ответственность на водителя. Меньшинство - 3% - проголосовали за вариант «сотрудники ГИБДД». При этом на данный момент, как отметили респонденты, водители всегда просят пристегнуться 38% опрошенных, 29% просят пристегнуться только на переднем сидении, 21% вообще не просят пристегиваться.
На вопрос «Что может решить проблему неиспользования ремней безопасности?» большинство участников опроса (58%) сообщили, что на это может повлиять только осознание и понимание личной безопасности. Что касается усиления наказания за игнорирование правил использования ремней пассажирами, то тут мнения вновь разделились практически поровну.
По данным последнего опроса на сайте Госавтоинспекции МВД России, в котором поучаствовало 7 846 человек, 3 029 (39%) респондентов высказалось за усиление наказания, и ненамного больше 3 104 (40%) опрошенных – против. 1 713 (22%) участников опроса поддерживают усиление наказания за неиспользование ремней безопасности только при перевозке несовершеннолетних пассажиров.
Исходя из полученных в ходе опросов данных, можно с уверенностью говорить о том, что дальнейшая информационная и разъяснительная работа с участниками дорожного движения в этой сфере необходима. В ближайшее время Госавтоинспекция МВД России совместно с общественной организацией «Движение без опасности» планирует проведение широкомасштабной социальной кампании, посвященной использованию ремней безопасности. Главной целью кампании станет снижение количества жертв среди водителей и пассажиров, в том числе детей-пассажиров, из-за неиспользования или неправильного использования ремней безопасности для фиксации детских удерживающих устройств.