ВЕСЕННИЙ "АВТОЛИКБЕЗ"
Первое весеннее солнышко растапливает снег и лед, в воздухе буквально ощущается скорый приход теплых дней, а дороги вновь становятся похожими на дороги – вместо снега, льда и каши из реагентов всё чаще под колесами оказывается асфальт. Наступило время «автомобильной радости»? Не стоит спешить с выводами.
Подавляющее большинство профессиональных водителей считают, что именно ранняя весна – это самое опасное для водителя время года.За исключением, конечно, «дня жестянщика», который автомобилисты «празднуют» в начале зимы. Но этот неприятный день обычно сопровождается лишь небольшими авариями – скорости при первом гололеде невелики. На раннюю весну же приходится один из пиков аварий с тяжелыми последствиями. Причину часто описывают фразой «эйфория от асфальта». Проще говоря, видя сравнительно чистые дороги, многие теряют уже ставшую привычной за зиму осторожность. При этом забываются очевидные вещи. Во-первых, «сухой и чистый» асфальт очень часто оказывается всего лишь иллюзией. Во-вторых, автомобиль всё ещё «обут» в зимние шины. В-третьих, именно весной дороги покрыты самой опасной дрянью – смесью из воды, реагентов и снежной каши. Рассмотрим типичные ситуации, которые могут привести весной к серьёзной аварии.
1. Мосты и эстакады. Такие сооружения буквально открыты всем ветрам, на них активно образуется ледяная корка. Для этого достаточно очень небольшого количества влаги. Коварство в том, что слой влаги получается небольшим и издалека выглядит как чистый и сухой асфальт. В итоге именно в таких местах ранней весной чаще всего происходят аварии в городе. Опасны также и участки трассы, которые пролегают по открытой местности и хорошо спрофилированы. Они так же коварны – гололед «мимикрируется» под чистый асфальт. Особенно неприятно, что эти участки концентрируются между полос, а значит, могут сыграть свою негативную роль при обгоне, попросту вырвав руль из рук. На таких участках надо быть предельно внимательными и не превышать скорость.
2. Чистые дороги. Да-да, чистые и сухие дороги весной очень опасны. Статистика показывает, что до 60 процентов «весенних» аварий происходят не на обледенелых или заснеженных участках дорог, а именно на чистых. Причина – хорошие зимние шины. Тут действует обратная сторона известного правила – чем шины лучше работают зимой, тем они хуже работают на сухих покрытиях. Достаточно сказать, что разница в тормозном пути на сухом асфальте средних летних шин и хороших зимних может достигать двух раз. Видя чистый и сухой участок дороги, водители чисто инстинктивно ожидают от автомобиля летнего поведения, но забывают, что машина «обута» в зимнюю резину. Результат – серьёзные аварии при обгонах и торможениях. Чтобы избежать таких проблем, стоит соблюдать простое правило – до переобувания в летнюю резину на любых покрытиях ездить в «зимнем» стиле, помня, что управляемость и торможение автомобиля на зимней резине на «летней» дороге очень плохие.
3. Снежная каша. Весной обычное покрытие на второстепенных и «нераскатанных» основных дорогах в городах – это «каша» из реагентов, размолотого льда и снега. Такое покрытие на первый взгляд не грозит ничем плохим – завязнуть в этом слое весной достаточно трудно, руля машина на обычных скоростях слушается… Но мало кто знает, что тормозной путь на такой «каше» - самый длинный! Исследования, проведенные журналом «За рулем» показали, что автомобиль на «каше» тормозит в два с лишним раза хуже, чем на сухом асфальте и более чем в полтора – чем на голом льду! Причина – очень быстрое «замыливание» протектора, приводящее к тому, что коэффициент сцепления колес с дорогой стремится к нулю. Соответственно, даже с работающей АБС автомобиль становится полностью неуправляемым. Избежать неприятностей просто – достаточно просто сбрасывать на таких участках скорость до минимума и быть аккуратными.
4. Колейность. Весной все зимние колеи на нечищеных дорогах «проявляются» особенно явно, превращаясь в ледяные желоба. Автомобиль, попавший в них, становится подобен бобу – «транспортному средству» бобслеистов, у которого есть лишь один путь – вперед по желобу. Казалось бы, ничего страшного, даже наоборот – автомобиль становится устойчивым как локомотив на рельсах. Так оно и есть, но только до ближайшего поворота. Выезд из ледяной колеи – типичная причина небольших весенних аварий. Чтобы преодолеть сопротивление «желоба» водители инстинктивно жмут на газ сильнее и сильнее, в итоге, когда ведущие колеса получают нормальное сцепление с дорогой, автомобиль может резко занести или даже развернуть. Чаще всего машина «прикалдывается» к обочине, которая весной представляет из себя, по сути, стену из смерзшегося льда. Кузовной ремонт в таком случае неизбежен. Но бывает и так, что рядом оказывается и другой автомобиль – тогда именно он становится «причалом боба». Избежать кузовного ремонта можно лишь одним способом – не попадать в колеи, а если попали, то выезжать очень аккуратно дозируя газ. Кроме того, на узких дорогах нелишним будет сторониться автомобилей, двигающихся по колее и собирающихся поворачивать.
5. Проколы шин. Проколоть весной шины несложно – при первых оттепелях вместе с потоками талой воды на дороги выносит разнообразный мусор, среди которого вполне могут оказаться и опасные для шин железки и стекляшки. Сложнее прокол заметить – езда на небольших скоростях по вводно-снежному покрытию не способствует тому, чтобы быстро заметить стравливание воздуха из шины. Гарантию может дать только система контроля за давлением в шинах. Если же её нет, то нелишне будет почаще проверять целостность шин. Для весны совершенно типична ситуация, когда колесо «ловит» гвоздь и понемногу спускает, но замечаем мы это через несколько дней, а то и недель, когда шина уже оказывается основательно пожеванной.
Смена сезонов – едва ли не самый сложный момент для водителей. Нужно менять устоявшиеся привычки, ведь меняется не только состояние дороги, но и люди, по ней ездящие. Вот всего лишь несколько советов «весенним» автомобилистам:
- Самый главный совет – не спешите и не расслабляйтесь!!!
- будьте предельно внимательны и осторожны;
- не становитесь за «подснежниками» (ВОДИТЕЛЯМИ, ВПЕРВЫЕ ВЫЕХАВШИМИ НА ДОРОГУ ПОСЛЕ ЗИМЫ) близко на подъеме, при начале движения они могут изрядно откатиться назад и повредить ваш автомобиль;
- при параллельном движении с ними постарайтесь не находиться в их «мертвых зонах». Лучше держитесь чуть спереди, чтобы вас было хорошо видно через боковое окно;
- «подснежнику» нужно больше времени на принятие решения. Он, скорее всего, будет медленнее разгоняться и маневрировать в потоке. Если спешите, постарайтесь сохранять самообладание. Спокойствие, понимание, терпение и содействие — лучшие помощники в дороге;
- если вы или ваши близкие долго не сидели за рулём, «повесьте» хотя бы на пару-тройку недель на «корму» стикер «начинающий водитель». Законодательство этого не требует, но окружающим по жёлтому квадрату с чёрным восклицательным знаком будет проще идентифицировать растерявшего опыт водителя
С потеплением дети все больше времени проводят на улице. С мячиками, самокатами, велосипедами и роликовыми коньками. Даже без спортивных снарядов малыши в лёгких одеждах более подвижны (за зиму мы все от этого отвыкли), поэтому водителям нужно быть предельно внимательным вблизи жилых домов, дворов и игровых площадок — увлеченный игрой ребенок может появиться буквально из ниоткуда. Рецепт простой: скорость снижаем, внимание повышаем. Своих детей инструктируем и всегда держим в поле зрения. В общем, здесь для водителей справедливо «Правило трех Д» — Дай Дорогу Детям.