ЧТО ТАКОЕ ХОРОШИЙ СТИЛЬ?
Он складывается из нескольких компонентов. В первую очередь — это езда с неким «запасом» по сравнению с собственными возможностями. Практические занятия по технике позволили вам определить свои предельные возможности по управлению автомобилем. А теперь снизьте скорость раза в полтора. Вот это и будет называться езда с запасом.
Обратите внимание: чем квалифицированнее водитель, тем плавнее передвигается его автомобиль. Настоящий профессионал ездит без рывков, резких торможений, неожиданных перестроений. Опытный водитель отлично обрабатывает всю информацию о дороге и условиях движения и рассчитывает свои действия как шахматист, на несколько ходов вперед.
Если же в потоке движения мимо вас промелькнул, прошипев шинами и взвизгнув тормозами, лихач, езда которого — сплошь перестроения из ряда в ряд, рывки, резкие торможения — можете отметить: это и есть плохой стиль езды. Этот водитель движется быстрее, чем может, чем ему позволяет его умение. А его резкая манера вождения просто от неумения своевременно обработать дорожную информацию. Никакого запаса у него нет, все — на пределе! Опасайтесь такого водителя, он — потенциальный источник неприятностей.
Итак, хороший стиль — это, во-первых, всегда езда с запасом относительно собственных возможностей.
Во-вторых, хороший стиль — это постоянная трезвая и точная оценка обстановки, своих действий, действий других водителей, постоянное внимание. И конечно, умение правильно и точно реагировать на изменившуюся ситуацию. Оказывается, со временем можно накопить автоматизм не только в приемах техники вождения, но и в действиях в конкретных ситуациях. Это позволяет ездить увереннее, в хорошем стиле. Естественно, начинающий водитель или водитель, не имеющий опыта управления в конкретных условиях движения (сельский водитель — в городе, водитель, живущий в средней полосе, — на горных дорогах и т.д.), может и должен компенсировать недостаток опыта повышенным вниманием и осторожностью.
И, наконец, в-третьих, хороший стиль вождения неотделим от спокойного, доброжелательного отношения к другим водителям. Это значит, что, готовясь к какому-нибудь действию на дороге, вам следует думать о других участниках движения. Будьте снисходительны к их ошибкам: ведь и вы не всегда предельно собраны. Старайтесь не мешать другим. Если какой-то водитель не делает все так, как вам бы хотелось, то причина тому не его характер, а слишком малый опыт. Те, кому приходилось управлять автомобилем на дорогах ФРГ, Италии, Англии и других развитых автомобильных стран, знают, как приветливы и предупредительны там водители, как они благодарят друг друга за возможность обогнать, за уступленное место в ряду, как уступают сами зазевавшемуся водителю, неуспевшему перестроиться в нужный ряд. А водители большегрузных автомобилей на узких дорогах показывают указателями поворотов идущему сзади легковому автомобилю, когда впереди нет препятствий и можно обгонять! Все это не только повышает безопасность, но и способствует созданию хорошего психологического климата, снижает утомляемость, приносит удовольствие от езды.