МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО
ТРАВМАТИЗМА
г. Брянск - 2011
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
№ |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный за проведение |
Отметка о выпол- нении |
1. |
Организация занятий по изучению ПДД согласно программе |
Ежемесячно |
Классный руководитель |
|
2. |
Проведение на родительских собраниях беседы на тему «Роль семьи в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Последствия самоустранения родителей от данной проблемы» (с приглашением сотрудника ГИБДД) |
1 раз в четверть |
Классный руководитель,
|
|
3. |
Организация практических занятий на улицах и перекрестках в микрорайоне школы, на школьной площадке. |
Сентябрь |
Родительский комитет, отряд ЮИД |
|
4. |
Проведение конкурсов на лучший рисунок, исполнение стихов, рассказов по теме безопасности движения. |
Октябрь |
Классный руководитель, отряд ЮИД |
|
5. |
Проведение кратковременных бесед по ПДД с учетом погодных условий |
Постоянно |
Классный руководитель |
|
6. |
Выявление детей, имеющих или использующих вело и мототранспорт, и проведение с ними инструктажей и дополнительных бесед по ПДД (с приглашением сотрудника ГИБДД). |
Март-апрель |
Классный руководитель, отряд ЮИД, |
|
7. |
Участие в проведении общешкольных мероприятий. |
Согласно общешкольного плана |
Классный руководитель, отряд ЮИД. |
|
8. |
Организация и проведение дополнительных профилактических мероприятий по фактам ДТП с участием детей, по фактам нарушения ПДД учащимися. |
Незамедлительно при поступлении указанной информации |
Классный руководитель |
|
ПРИМЕЧАНИЕ: перечень данных мероприятий не является исчерпывающим и может быть дополнен или переработан.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА НА УЧЕБНЫЙ ГОД
№ |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный за проведение |
Отметка о выпол- нении |
1. |
Семинары с классными руководителями и учителями начальных классов о формах и методах работы с учащимися по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (далее – ДДТТ). |
Сентябрь |
Ответственный за профилактику ДДТТ |
|
2. |
Отчет учителей и классных руководителей на совещании при директоре о выполнении программы по обучению учащихся правилам дорожного движения и проведенных мероприятиях. |
1 раз в четверть |
Директор, ответственный за профилактику ДДТТ |
|
3. |
Отчет о проводимой работе с юными инспекторами движения. |
1 раз в четверть |
Директор, ответственный за профилактику ДДТТ |
|
4. |
Беседы на родительских собраниях (с приглашением сотрудников ГИБДД, ПДН) на темы: |
|
|
|
4.1. |
«Роль семьи в профилактике ДДТТ. Последствия самоустранения родителей от данной проблемы». |
Сентябрь |
Директор, ответственный за профилактику ДДТТ |
|
4.2. |
«Безопасное поведение на дорогах в зимний период». |
Декабрь |
Директор, ответственный за профилактику ДДТТ |
|
4.3. |
«Аварийность с участием веломототранспорта. Последствия приобретения скутеров». |
Апрель |
Директор, ответственный за профилактику ДДТТ |
|
5. |
Регулярные общешкольные линейки с использованием данных ГИБДД о состоянии ДДТТ. |
1 раз в месяц |
Ответственный за профилактику ДДТТ, отряд ЮИД |
|
6. |
Разработка схем безопасных маршрутов движения в школу и обратно. |
Постоянно |
Директор, ответственный за профилактику ДДТТ |
|
7. |
Оборудование информационных стендов, уголков по ПДД |
Август |
Директор, ответственный за профилактику ДДТТ |
|
8. |
Подготовка и проведение профилактических мероприятий (по отдельному плану): |
|
|
|
8.1. |
«Зимние каникулы» |
Декабрь |
Директор, ответственный за профилактику ДДТТ, отряд ЮИД |
|
8.2. |
«Весенние каникулы» |
Март |
-//-//-//- |
|
8.3. |
«Внимание – дети!» |
Май – июнь, август-сентябрь |
-//-//-//- |
|
8.4. |
ИНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ |
|
-//-//-//- |
|
9. |
Организация и проведение общешкольного конкурса юных велосипедистов «Безопасное колесо». |
Апрель |
Директор, ответственный за профилактику ДДТТ |
|
10. |
Создание отряда ЮИД. |
Сентябрь |
Ответственный за профилактику ДДТТ |
|
10.1. |
Организация работы отряда ЮИД (по отдельному плану) |
Постоянно в течение года |
Ответственный за профилактику ДДТТ |
|
12. |
Проведение игр, соревнований, викторин по ПДД |
Каждую четверть |
Ответственный за профилактику ДДТТ, отряд ЮИД |
|
13. |
Выявление детей, имеющих или использующих веломототранспорт, и организация с ними инструктажей и дополнительных занятий по ПДД. |
Март-апрель |
Классные руководители, отряд ЮИД |
|
14. |
Размещение на интернет-сайте школы (при его наличии статистической и профилактический информации по детскому дорожно—транспортному травматизму. Освещение проведенных мероприятий (конкурсов, акций), размещение фото материалов по профилактике ДДТТ. |
Постоянно |
Директор, ответственный за профилактику ДДТТ, отряд ЮИД |
|
ПРИМЕЧАНИЕ: перечень данных мероприятий не является исчерпывающим и может быть дополнен или переработан.
МЕРОПРИЯТИЯ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ В ПЛАН РАБОТЫ
ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ НА ОДНУ СМЕНУ
№ |
Мероприятия на смену |
Сроки выполнения |
1. |
Провести семинар с вожатыми отрядов о необходимости проведения работы по предупреждению несчастных случаев с детьми на дорогах. |
До открытия лагерной смены |
2. |
Создать из числа наиболее активных учащихся отряд ЮИД и организовать его работу. |
Первая неделя |
3. |
Совместно с членами отряда ЮИД проводить инструктажи в каждом отряде по вопросам безопасности дорожного движения. |
Ежедневно в течение смены |
4. |
Подготовить и провести тематическую игру по ПДД . |
Первая неделя |
5. |
Организовать изготовление детьми пособий к тематическим играм (напр., дорожные знаки, макет светофора), а также поделок, рисунков и плакатов по правилам дорожного движения. |
Вторая неделя |
6. |
Организовать выставку рисунков, поделок и плакатов. |
В конке смены |
7. |
Провести конкурс составления кроссвордов и ребусов по правилам дорожного движения. |
Третья неделя |
8. |
Подготовить и провести викторину по ПДД. |
Третья неделя |
9. |
Проводить внутриотрядные и межотрядные конкурсы и игры по ПДД. |
В течение смены |
10. |
При выходе в город разбирать конкретные дорожные ситуации, комментировать увиденные по маршруту движения нарушения ПДД, |
В течение смены |
11. |
Организовать фотосъемку наиболее интересных тематических мероприятий. |
В течение смены |
ПРИМЕЧАНИЕ: перечень данных мероприятий не является исчерпывающим и может быть дополнен или переработан.
Методические рекомендации
по организации работы отряда ЮИД.
Основные направления работы:
1. Работа агитбригады. Проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде Правил дорожного движения в дошкольных образовательных учреждениях и в школах, оздоровительных центрах, летних площадках; постижение азов актерского мастерства.
2. Изучение Правил дорожного движения. Направлено на углубленное изучение Правил дорожного движения, знание дорожных знаков, рассмотрение различных дорожных ситуаций, пропаганду ПДД, встречи с сотрудниками ГИБДД.
3. Вождение и техническое обслуживание велосипеда. Включает в себя знакомство с велотехникой, умение найти неисправность, сборка-разборка велосипеда на время, умение управлять велосипедом, преодолевать полосу препятствий.
4. Первая доврачебная медицинская помощь. Направлено на приобретение подростками навыков по оказанию доврачебной помощи пострадавшим при ДТП, умение правильно сориентироваться в сложной ситуации ДТП:
- приобретение теоретических и практических знаний и умений;
- транспортировка пострадавшего;
- знание медицинских препаратов;
- знание разновидностей травм;
- неотложные действия при травмах;
- наложение повязок, жгута, шин.
5. Оформительская работа. Оформление уголков по БДД, стенных газет, плакатов, изготовление пособий для занятий с дошкольниками и младшими школьниками.
В отряды инспекторов движения добровольно вступают школьники с 9 лет. Руководство работой отряда ЮИД осуществляет руководитель отряда (педагог-организатор).
Руководитель клуба совместно с ребятами:
- составляет план работы отряда ЮИД на год, месяц;
- организует и контролирует работу отряда;
- инструктирует членов отряда ЮИД, организует учебу членов отряда ЮИД по Правилам дорожного движения;
- ведет документацию и дневник отряда о проделанной работе, оформляет стенд “Отряд ЮИД в действии!”;
- ведет агитационную работу по привлечению всех желающих школьников в ряды юных инспекторов движения.
Отряд ЮИД должен иметь уголок или специальный стенд со списком членов клуба, планом работы на месяц, окнами безопасности и вестями из отряда, девизом, речевкой и т. д.
3.Примерный план работы отряда ЮИД
Сентябрь.
1. Провести встречу с инспектором ГИБДД.
2. Провести организационное собрание с членами отряда ЮИД.
3. Подготовить и принять участие в празднике “Посвящение первоклассников в пешеходы”
4. Провести во всех классах беседы по Правилам дорожного движения.
5. Оборудовать уголок безопасности дорожного движения.
Октябрь.
1. Организовать смотр поделок “Сделай сам” по ПДД (1-8 кл.).
2. Провести в начальных классах конкурс рисунков “Правила дорожного движения - наши верные друзья”. 3. Из лучших рисунков оформить выставку и провести экскурсию для детей.
4. Провести среди 5-8 классов смотр агитплакатов по пропаганде Правил дорожного движения.
5. Оформить выставку. Для учащихся школы провести экскурсии-беседы по данной выставке.
6. Организовать школьный фестиваль “Творчество юных - за безопасность дорожного движения.”
Ноябрь.
1. Выпустить агитационный плакат - напоминание ребятам о соблюдении Правил движения в дни осенних каникул.
2. Провести поисковую работу для пополнения кабинета безопасности наглядным и дидактическим материалом. Подвести итоги. Отметить лучшие классы.
3. Подготовить программу агитбригады и выступить среди своих школьников.
4. Принять участие в городском фестивале “Творчество юных - за безопасность дорожного движения.”
Декабрь.
1. Провести силами отряда по всем классам викторину по ПДД. Подвести итоги. Отметить лучших.
2. Перед началом зимних каникул провести по всем классам линейки безопасности.
Январь.
1. В ходе каникул провести рейды “Юный пешеход” в микрорайоне школы с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
2. Выступить с программой агитбригады в подшефном детском саду.
3. Организовать конкурс среди школьников на лучшую песню, стихотворение по правилам дорожного движения. Провести праздник и наградить лучших.
Февраль.
1. Провести соревнования на лучшего знатока правил дорожного движения среди учащихся 5-8 классов. Подвести итоги.
2. Провести встречу с работниками ГИБДД.
Март.
1. Организовать подготовку к смотру агитбригад.
2. Провести зачетные занятия по ПДД в 5-8 классах.
3. Провести проверку знаний по ПДД в 1-4 с ними теоретические и практические занятия.
5. Перед началом весенних каникул, выпустить листовку-обращение и поместить ее на видном месте.
Апрель.
1. Провести теоретические и практические занятия с велосипедистами.
2. Организовать подготовку и провести школьные соревнования “Безопасное колесо”.
3. Провести игру “Пешеходы и водители” в начальных классах.
Май.
1. Подготовиться и принять участие в районных соревнованиях “Безопасное колесо”.
2. Провести “Неделю безопасности”, посвященную окончанию учебного года.
3. Организовать и провести рейды “Юный пешеход” и “Юный велосипедист”.
4. Принять участие в проведении зачетных уроков по ПДД во всех классах с практическими занятиями на учебной площадке.
Июнь, июль, август.
- Организовать работу отряда ЮИД в лагере дневного пребывания школьников.
Учебно-тематический план отряда ЮИД
№ п/п |
Разделы и темы |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1
|
Организационное занятие. |
3 |
3 |
|
2 |
Изучение правил дорожного движения. |
|
|
|
2.1. |
Правила поведения на улицах и дорогах. Детский дорожно-транспортный травматизм. |
3 |
3 |
|
2.2. |
Виды транспорта. Личный и общественный транспорт нашего города, безопасное поведение при пользовании общественным и личным транспортом. |
3 |
3 |
|
2.3. |
Правила дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров. |
3 |
3 |
|
2.4. |
История автотранспорта. Безопасное движение. |
3 |
3 |
|
2.5. |
Устройство велосипеда. Правила для велосипедистов. |
3 |
3 |
|
2.6. |
Перекрестки. Их виды. Безопасное поведение пешехода на перекрестках. Дорожная разметка. |
3 |
3 |
|
2.7. |
Светофорное регулирование. Значение сигналов светофора для водителей и пешеходов. Виды светофоров. |
3 |
3 |
|
2.8. |
Правовые обязанности граждан, ответственность за их выполнение. |
3 |
3 |
|
2.9. |
Дорожные знаки, их значение. |
3 |
3 |
|
2.10 |
Сигналы регулировщика. |
3 |
3 |
|
2.11. |
История службы ГИБДД. Задачи по обеспечению безопасности дорожного движения. |
3 |
3 |
|
3. |
Практические занятия. |
|
|
|
3.1. |
Экскурсия в ГИБДД, знакомство со службой работников ГИБДД. |
3 |
|
3 |
3.2. |
Наблюдение за движением транспорта и поведением пешеходов на пешеходном переходе напротив школы. |
3 |
|
3 |
3.3. |
Изготовление наглядных пособий по правилам дорожного движения. |
3 |
|
3 |
3.4. |
Изготовление игр по правилам дорожного движения. |
3 |
|
3 |
3.5. |
Подготовка к соревнованиям «Безопасное колесо». |
6 |
|
6 |
3.6. |
Подготовка к выступлениям в начальных классах школ и детских дошкольных учреждениях. |
3 |
|
3 |
4 |
Медицинская подготовка. |
|
|
|
4.1. |
Изучение состава медицинской аптечки первой помощи. |
3 |
|
3 |
4.2. |
Изучение приемов оказания первой помощи Пострадавшим -искусственное дыхание -виды травм (ушибы, вывихи, переломы) -виды повязок, навыки по их применению -виды кровотечений, способы их остановки |
6 |
3 |
3 |
5 |
Работа по пропаганде безопасного поведения на дорогах и улицах. |
|
|
|
5.1. |
Утренник для детей начальных классов «В гостях у светофорика». |
3 |
|
3 |
5.2. |
Выступление детей (членов отряда ЮИД) по правилам дорожного движения в детских дошкольных учреждениях. |
3 |
|
3 |
5.3. |
Просмотр видеофильмов по правилам дорожного движения. |
3 |
|
3 |
5.4. |
Выпуск стенгазеты по вопросам соблюдения ПДД школьниками. |
3 |
|
3 |
5.5. |
Выпуск листов «Это должен знать каждый». |
3 |
|
3 |
5.6. |
Участие в районном конкурсе «Безопасное колесо». |
3 |
|
3 |
6. |
Проведение массовой информации. |
|
|
|
6.1. |
Занятия с журналистами периодических изданий по правилам написания заметок в газеты. |
6 |
3 |
3 |
7 |
Проверка знаний. |
|
|
|
7.1. |
Сдача зачета и получение значка и удостоверения члена ЮИД. |
3 |
|
3 |
|
Итого |
93 |
42 |
51 |
Устав членов отряда юных инспекторов движения.
1.Юный инспектор движения обязан:
1.1. Дорожить честью, званием юного инспектора движения, активно участвовать в делах отряда, своевременно и точно выполнять задания штаба и командира
1.2. Изучать Правила дорожного движения и быть примером в их соблюдении.
1.3. Вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего школьного и дошкольного возраста по пропаганде Правил дорожного движения.
1.4. Всемерно беречь и укреплять общественный правопорядок, участвовать в предупреждении нарушений детьми Правил дорожного движения.
1.5. Укреплять здоровье, систематически заниматься физической культурой и спортом.
2.Юный инспектор движения имеет право:
2.1.Участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности отряда, и вносить соответствующие предложения.
2.2. Избирать и быть избранным в штаб отряда юных инспекторов движения.
2.3. Овладев знаниями, умениями и навыками, методикой и практикой работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, получить звание «Юный инспектор по безопасности движения! Звание присваивается после проверки умений в практической работе. В торжественной обстановке юному инспектору вручаются удостоверение, значок и нарукавная повязка.
2.4. Обращаться за помощью и консультацией по вопросам безопасности дорожного движения и общественного порядка в местные органы милиции и ГИБДД.
2.5. Носить установленные знаки различия юных инспекторов движения.
2.6. Под руководством работников милиции, членов общественных формирований правоохранительной направленности (добровольных дружин) участвовать в патрулировании улиц, микрорайона школы, в организации разумного досуга детей и подростков.
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОТРЯДАХ ЮНЫХ ИНСПЕКТОРОВ ДВИЖЕНИЯ (ЮИД)
1.Общие положения.
Отряды юных инспекторов движения – добровольные объединения школьников, которые создаются с целью воспитания у них гражданственности, высокой общей культуры, коллективизма, профессиональной ориентации, широкого привлечения их к организации пропаганды безопасного поведения среди детей младшего школьного возраста.
2. Основными задачами отрядов ЮИД являются:
Активное содействие школе в выработке у школьников активной жизненной позиции;
Изучение правил безопасного поведения на дорогах и улицах, овладение навыками проведения работы по пропаганде правил дорожного движения и организации этой работы среди детей;
Овладение умениями оказания первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
Отряды юных инспекторов движения создаются из числа школьников 2 – 8 классов.
3.Основные направления работы отрядов юных инспекторов движения.
Воспитание у членов отряда ЮИД преданности своей Родине на героических, боевых и трудовых традициях российской милиции, гуманного отношения к людям , чувства товарищества.
Углубленное изучение правил дорожного движения, овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
Проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде правил дорожного движения в ОУ, детских садах, внешкольных учреждениях с использованием технических средств пропаганды.
Участие в смотрах и слетах ЮИД, конкурсах и соревнованиях агитбригад.
Содержание деятельности отряда юных инспекторов движения имеет несколько направлений:
Информационная деятельность:
- организация школьных передач по результатам деятельности отряда ЮИД,
- создание стендов “ЮИД в действии”,
- стенгазет “Юный инспектор движения”,
- боевых листков “За безопасность движения” и другой информационной работы.
- ведение документации отряда: патрульный журнал, планово-отчетная папка “Задумано - сделано”, карта “Зоны действия отряда ЮИД в микрорайоне”, паспорт отряда.
Пропагандистская деятельность:
Организация разъяснительной работы по теме безопасности дорожного движения:
- проведение бесед,
- викторин, кинолекториев,
- игр,
- экскурсий,
- соревнований,
- конкурсов,
- КВН,
- тематических утренников,
- праздников.
- постановка спектаклей,
Создание агитбригад, участие в создании и использовании наглядной агитации методической базы для изучения Правил дорожного движения:
Шефская деятельность:
- оказание помощи в создании простейших автоплощадок на территории детских садов,
- мастерской “Умелые руки” для подготовки наглядных пособии для малышей,
- организации среди школьников конкурсов рисунков по теме безопасности дорожного движения,
- разучивание песен и стихов, помощь воспитателям в проведении экскурсий “Азбука дорог”.
Более опытные юные инспекторы движения отряд” принимают участие в патрульной деятельности
- участие в сопровождении взрослых в патрулировании и рейдах, в целях предотвращения нарушений со стороны детей и подростков Правил дорожного движения;
- выпуск “молний” по результатам патруля и рейдов;
- информирование родителей о нарушении школьниками Правил дорожного движения,
- дежурство у перекрестков в микрорайоне школы,
- организаций практических игр на территории автогородков безопасности дорожного движения и автоплошадок. регулирование движения на них детского автотранспорта,
- участие в создании автоплощадок на пришкольных участках и в других местах, выделенных для этой цели, работа с юными велосипедистами.
Основные обязанности командира отряда:
- возглавлять работу отряда,
- разрабатывать и выносить на обсуждение план работы отряда ЮИД,
- контролировать деятельность отделений,
- проводить заседания штаба, итоговые сборы, линейки,
- являться председателем отряда на городских, районных семинарах, сборах командиров отрядов ЮИД,
- вести воспитательную работу в отряде, организовывать изучение боевых и трудовых традиций милиции, способствующих патриотическому воспитанию членов отряда ЮИД,
- экскурсии,
- оформление выставок,
- проведение встреч и вечеров,
- посещение музеев
4. Структура и организация работы отрядов ЮИД.
Членами отрядов ЮИД могут быть учащиеся в возрасте от 10-12 лет и заявившие желание активно участвовать в работе по изучению и пропаганде ПДД.
Приём в члены отряда ЮИД производится на основе устного заявления. Со всеми вновь принятыми членами ЮИД проводятся занятия по изучению правил дорожного движения.
5. Обязанности юного инспектора движения.
Он дорожит честью, званием юного инспектора движения, активно участвует в делах отряда;
Он изучает правила дорожного движения и является примером в их соблюдении;
Ведет разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего возраста по пропаганде правил безопасного поведения на дорогах;
Укрепляет свое здоровье, систематически занимается физической культурой и спортом.
6. Права юного инспектора движения.
Он имеет право участвовать в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности отряда;
Он имеет право овладевать знаниями, умениями и навыками, методикой и практикой работы по профилактике ДДТТ;
Юный инспектор может награждаться за активную работу в отряде органами внутренних дел и управлением образования ценными подарками, направляться на областные слеты юных инспекторов движения.