ПЯТЬ УРОКОВ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
С 1 сентября у вас, дорогие мамы и папы, появятся новые испытания. Ваш ребенок подрос, и ответственность этого юного гражданина тоже возросла. Применительно к нашей теме – безопасности ребенка на улицах и дорогах – отметим главное: школьник в отличие от дошкольника постепенно превращается в самостоятельного участника дорожного движения. Как же грамотно и безболезненно поступить родителям, воспитывая первоклассника законопослушным пешеходом? Как с первых школьных шагов привить ему устойчивые навыки безопасного поведения на дороге?
Прислушайтесь к этим советам, возможно они, в преддверии нового учебного года Вам действительно помогут.
Урок первый
Главным учителем безопасного поведения детей будет не школа, а именно Вы. Школа может лишь закреплять те навыки и устойчивые привычки дорожной безопасности, которые Вы сформируете в семье. Пока, к глубокому сожалению, педагоги вынуждены переучивать первоклассников или отучать от неправильных знаний и вредных привычек, привитых взрослыми.
Совет психолога. Если родители считают возможным нарушать Правила дорожного движения, то дети будут вести себя так же. Они просто повторяют все, что делают мама и папа.
Урок второй
Главным в воспитании у ребенка навыков безопасного поведения на дороге для родителей должен стать принцип «Делай, как я».
Чтобы ребенок не нарушал Правила дорожного движения, он должен их не просто знать – у него должно войти в привычку их соблюдать. Даже если вы опаздываете, все равно переходите дорогу только там, где это разрешено правилами; пристегивайтесь ремнями безопасности и не позволяйте ребенку до 12 лет находиться на переднем сиденье.
Совет психолога. Ваш пример будет куда более наглядным, чем сотни раз повторенные слова «не ходи на красный свет».
Урок третий
Дорожное движение начинается не с проезжей части улицы, а с первых шагов от порога или подъезда дома. Пройдите с ребенком весь путь до школы и ненавязчиво укажите на наиболее опасные участки – нерегулируемый перекресток, узкий тротуар, подъезд грузового транспорта к магазину и т.д. Обязательно обратите внимание на возникающие опасности при посадке и высадке в/из общественного транспорта. Обходить стоящий автобус или троллейбус ни в коем случае нельзя. Нужно дождаться, пока транспорт отъедет, и только после этого переходить дорогу по пешеходному переходу.
Совет психолога. Поинтересуйтесь у ребенка, как он переходит улицу, что делает, если опаздывает. Общайтесь со своим ребенком и никогда не отказывайте в помощи и поддержке.
Урок четвертый
Не надо прививать детям излишнее чувство страха перед дорожным движением, движущимися автомобилями. Пусть все, что связано со школой, в том числе и дорога, у ребенка ассоциируется с ярким и добрым. При этом надо научить его быть внимательным, а это непростая вещь. Процессы восприятия, внимания и реакции у ребенка и у взрослого совершенно разные. Опытные водители знают, например, что подавать звуковой сигнал при виде бегущего через проезжую часть ребенка опасно. Ребенок может поступить непредсказуемо – вместо того, чтобы остановится, он может понестись без оглядки под колеса другому автомобилю.
Совет психолога. Даже те дети, которые знают Правила дорожного движения, случается, их нарушают. Не сочтите за труд помочь детям. Может быть, вам придется остановить ребенка, который не хочет дождаться сигнала светофора. Делайте это доброжелательно.
Урок пятый
Один из великих людей сказал, что «настоящий учитель должен сам всю жизнь учиться». В нашем случае это применимо и к родителям. Не поленитесь посмотреть в рабочую тетрадь или учебник Вашего ребенка по основам безопасности жизнедеятельности, обязательно познакомьтесь с новыми Правилами дорожного движения, полистайте другую литературу. Только сами, овладев знаниями, вы сможете выработать у своих детей привычку поступать правильно. Ведь, как известно, беду легче предотвратить!