БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ ЗАВИСИТ ОТ ВЗРОСЛЫХ
С начала года на дорогах областного центра зарегистрировано 24 дорожно-транспортных происшествия с участием детей в возрасте до 16 лет. Как показывает анализ аварийности, среди пострадавших детей, приблизительно в одинаковой мере, фигурируют пешеходы и пассажиры транспортных средств, чуть меньше – водителей велосипедов и скутеров. Самым аварийноопасным днем недели является вторник, а наибольшее количество ДТП с участием несовершеннолетних совершалось во вторник. Благодаря целенаправленной работе сотрудников Госавтоинспекции по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество ДТП удалось сократить на четыре факта, количество пострадавших – на четыре ребенка и погибших – на одного человека. Если учесть, что за каждой цифрой стоят конкретные судьбы маленьких граждан и их родителей, это – уже положительный показатель. Тем не менее, лето в разгаре, а именно в это время года и совершается наибольшее количество дорожных трагедий с участием детей. Поэтому, уважаемые взрослые, эта информация – для вас.
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как: неустойчивость и быстрое истощение нервной системы; неспособность адекватно оценивать обстановку; быстрое образование и исчезновение условных рефлексов; преобладание процессов возбуждения над процессами торможения; преобладание потребности в движении над осторожностью; стремление подражать взрослым; недостаток знаний об источниках опасности; отсутствие способности отделять главное от второстепенного; переоценка своих возможностей в реальной ситуации; неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и другие.
Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.
В дошкольном возрасте отношения и ценности формируются прежде всего через пример, оценочные суждения взрослых, через поощрение желательного поведения детей. Воспитателям детских дошкольных учреждений необходимо особенно подчеркивать ценность человека, соблюдающего правила. Эти же идеи необходимо доводить и до сведения родителей.
Основой профилактической работы с детьми младшего и среднего школьного возраста является формирование знаний о Правилах дорожного движения и навыков их применения.
Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны принимать решения, соизмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором автомобиль находиться от них. Они еще не способны предугадывать все возможные варианты поведения водителя. Более того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходности, незащищенности, он просто теряется. Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильнее принимает решение.
Вместе с тем оценка детьми собственного безопасного поведения существенно различается в зависимости от возраста. Чем младше школьники, тем чаще они завышают оценку собственной дисциплинированности на дорогах, стараясь произвести хорошее впечатление на педагога. Авторитет учителя в начальной школе может быть выше авторитета родителей. Помимо формирования знаний о Правилах дорожного движения, педагогу, с первых дней обучения детей в школе необходимо обсудить с детьми безопасный маршрут движения в школу и из школы, опасные участки в микрорайоне, поведение во дворах, дорогах между домами, где ездят автомашины.
Среди подростков лишь 70% выражают уважение к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах. Наряду с правопослушными, часто встречаются демонстративные или агрессивные высказывания. Соответственно, дети подросткового возраста часто становятся участниками и виновниками ДТП по причине проявления поведенческих рисков. Первый тип рисков связан с подражательным поведением. В этом случае подросток действует исходя из следующего понимания: так делать опасно, но другие так делают и ничего не происходит! Наиболее действенными мерами профилактики данной модели поведенческих рисков является демонстрация негативных последствий такого типа поведения.
Вторая модель проявления поведенческих рисков заключается в самоутверждении подростков в коллективе, что связано с переоценкой собственных возможностей, стремлении доказать свою смелость, перебежав на глазах у сверстников дорогу перед идущим транспортом или проехать, зацепившись за бампер транспортного средства.
Для профилактики этого типа рисков большое значение имеет формирование у подростков знаний о динамике движения транспортных средств, умения правильно соизмерять свои физические возможности и, самое главное, формировать стремление к самоутверждению в общественно значимых видах деятельности. В любом случае, уважаемые взрослые, именно вы в ответе за жизнь и здоровье маленьких участников дорожного движения!