В «ПОДСНЕЖНИКЕ» МАЛЫШИ ИЗУЧИЛИ ДОРОЖНЫЕ СИТУАЦИИ
В современном мире дорожное движение является одним из основных процессов, который привлекает ребенка уже в самом раннем возрасте. Автомобиль дает возможность открыть и познать внешний мир, и не случайно часто первыми игрушками являются автомобили. Но автомобиль не только обладает гипнотическим воздействием на ребенка. К несчастью, он может стать источником страданий и горя. Что может быть более трагичным, чем страдания и гибель ребенка? Вот почему с самого раннего возраста необходимо обучать детей основным правилам, знание которых может снизить вероятность дорожно-транспортных происшествий. И именно по этой причине, сотрудники Госавтоинспекции по городу Брянску – частые гости у малышей в дошкольных учреждениях. На днях занятие по ПДД в игровой форме прошло с детьми-трехлетками в детском саду №25 «Подснежник», расположенном в Советском районе.
В занятиях были задействованы все малыши, изображавшие маму с коляской, пешеходов, велосипедистов и водителей игрушечных машин. Само же обучение, как и в других дошкольных учреждениях, было направлено не только на то, чтобы зазубрить Правила дорожного движения. Главная цель - выработать у ребенка иммунитет к дорожным ситуациям. Это как прививка от оспы, только на уровне психики. Чтобы человек выполнял какие-то требования, у него должна быть психологическая установка на постоянное совершение этих действий. Залогом правильного поведения пешехода на дороге является выработка у него установки на строгое соблюдение Правил дорожного движения. Именно по этой причине, основные правила дорожного движения для пешеходов сотрудники ГИБДД рекомендуют плотно изучать уже с трехлетнего возраста.
Известно, что есть люди, от природы наделенные осмотрительностью, осторожностью, а есть поверхностные, легкомысленные, склонные к быстрым реакциям и непродуманным рискованным поступкам. Те или иные свойства проявляются уже в раннем возрасте. Практика говорит о наличии людей с выраженной склонностью к рискованным действиям. Применительно к дорожному движению общепризнанной причиной риска является недооценка скорости современных видов транспорта и переоценка возможностей водителя и автомобиля по экстренной остановке или маневру. Тем более частыми причинами риска, исключая низкую психологическую установку на соблюдение Правил дорожного движения, являются характерологические особенности, в том числе возраст ребенка. Помимо переоценки детьми технических возможностей автомобиля и возможностей водителя, для них характерны переоценка своих возможностей и недооценка вероятных последствий. В литературе понятие «риск» определяется как действие наудачу в надежде на счастливый исход. Это определение вполне соответствует поступкам детей с рискоустойчивыми свойствами, которыми обладают личности с сангвиническими чертами характере. Повышенная склонность к риску отмечается также у детей с холерическим темпераментом. Свойственная им быстрота реакции нередко сочетается с поверхностной оценкой реальной ситуации, недооценкой угрозы приближающегося транспортного средства, стремление к эффектным и демонстративным действиям являются основой рискованных поступков.
Есть дети, совершающие рискованные поступки, базирующиеся не на переоценке своих возможностей, а на замедленной реактивности и неспособности реально взвесить ситуацию в силу запоздалого, медленного анализа. Это дети с так называемым торпидным характером.
Излишне говорить, что риск на дороге со стороны пешехода недопустим. Воспитание психологической установки на исключение риска должно осуществляться с учетом психофизиологических возрастных особенностей детей, их повышенной характеристической склонности к рискованным действиям и половой принадлежности (имеется в виду готовность к риску, свойственная в большей мере мальчикам, чем девочкам).