Версия для слабовидящих


В чем выражаются позитивные результаты работы Госавтоинспекции города Брянска на сегодняшний день?

усилился контроль поведения участников дорожного движения - 18.2%
прекратились бесцельные остановки транспортных средств - 13.6%
принимаются более строгие меры административной ответственности за серьезные нарушения ПДД - 9.1%
действия сотрудников направлены на оказание помощи участникам дорожного движения - 18.2%
все остается по-прежнему (без изменений) - 40.9%

Государственные услуги

Госавтоинспекция МВД России

УВД России по Брянской области

АВТОмобильный журнал

Брянские Новости

Рейтинг@Mail.ru

КАК СФОРМИРОВАТЬ СТОЙКИЕ НАВЫКИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ

Важность и своевременность обучения несовершеннолетних Правилам дорожного движения не подлежат сомнению. Тем не менее каждый год в дорожно-транспортных происшествиях не один десяток  брянских мальчишек и девчонок получают увечья и травмы. А в отдельных случаях дело заканчивается летальным исходом. Сотрудники Госавтоинспекции города Брянска – частые гости в общеобразовательных и дошкольных учреждениях. На новый учебный год уже запланирован ряд лекций, акций, семинаров и викторин по ПДД. Вместе с тем, в преподавании уроков по безопасности дорожного движения сотрудникам полиции без помощи педагогов не обойтись. Так что, уважаемые наши помощники: заместители директоров по воспитательной работе, учителя, воспитатели, эта статья – для вас.

 

Распространенной ошибкой обучения Правилам дорожного движения является стандартный подход к детям любого возраста. Правила дорожного движения в некоторых случаях трактуются дословно, с использованием недоступной дорожной лексики, употреблением непонятных терминов, требующих от дошкольников и школьников начальной ступени образования абстрактного мышления (этим, к сожалению грешат и некоторые сотрудники Госавтоинспекции, не имеющие педагогического образования и навыков психологического общения с детьми), которое формируется только к концу младшего школьного возраста. Поэтому одним из условий эффективного обучения ПДД и, соответственно, профилактических мероприятий будет учет возрастных, психофизических, индивидуальных особенностей поведения детей и подростков в дорожной среде.

Дошкольный возраст характеризуется активным обогащением опыта детей разнообразными впечатлениями, возрастанием интересов к окружающему миру, в том числе к средствам передвижения.

В силу того, что организм ребенка находится в состоянии роста и развития и не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, еще полностью сформированы, необходимо учитывать следующие особенности возраста, влияющие на безопасное поведение на дороге:

- неразвитость бокового зрения;

- расторможенность и отсутствие координации движений;

- неспособность целостно оценивать и анализировать дорожную ситуацию, видеть приближающиеся издалека транспортные средства и определять, на каком расстоянии находится движущийся автомобиль;

- неразвитость ориентировки в пространстве;

- неразвитость слухового восприятия;

- маленький объем памяти и внимания;

- трудность установления причинно-следственных связей;

- преобладание игровых представлений о дорожных объектах над реальными;

- маленький рост и вес ребенка.

Безопасность дошкольника во многом зависит от окружающих взрослых (родителей, педагогов), что снижает уровень осознанности детьми собственных действий, обеспечивающих безопасность в окружающем мире.

Младший школьный возраст. Основная категория детей, пострадавших в ДТП, как правило, это младшие школьники. Почти две трети от общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного навыка – предвидение скрытой опасности.

Во многом такое положение дел определяется особенностями психического и личностного развития младших школьников. В этом возрасте значительные сдвиги происходят в совершенствовании зрительного восприятия. Увеличивается поле зрения за счет увеличения наружной границы, определяющей возможность обозрения справа и слева. Это имеет немаловажное значение для ориентировки по дорожным знакам. Кроме того, по сравнению с дошкольным возрастом становится точнее глазомер: на 1/3 – для близкого расстояния и на 1/10 – для дальнего (10 м) расстояния, увеличивается скорость реакции.

В целом младший школьный возраст – это оптимальный период для усвоения ПДД в полном объеме, а также для целенаправленного развития тех качеств, благодаря которым школьник сможет противостоять опасным ситуациям, возникающим на дорогах.

Тем не менее можно выделить те особенности возраста, которые определяют предрасположенность младших школьников к несчастным случаям на дороге:

- затрудненность определения пространственных положений и взаимодействий объектов на дороге;

- трудность в определении особенностей и скоростных характеристик транспортных средств;

- замедленная реакция при принятии решений на дороге;

- преобладание потребности в движении над осторожностью;

- неразвитые прогностические способности не позволяют предвидеть последствия возникшей ситуации, предугадать возможные варианты поведения водителя;

- несформированное логическое мышление не позволяет в полном объеме анализировать погодные условия и их влияние на безопасность движения;

- отсутствие чувства времени;

- потребность в новых впечатлениях и чрезмерная увлеченность;

- неразвитое произвольное поведение и импульсивность, которая проявляется в недисциплинированности, непредсказуемости на дороге;

- неразвитое право- и самосознание, которое проявляется в невозможности осознать ответственность за собственное поведение на дороге.

В этом возрасте создать эмоциональную мотивационную направленность на соблюдение ПДД с тем, чтобы школьники испытали эмоциональную потребность в правильном поведении, сделали эту потребность достояние собственного сознания.

Подростковый возраст. Основной особенностью подросткового возраста является пренебрежение опасностью. Подросток уверен, что с ним не произойдет то, что случается с другими, поэтому демонстрирует рискованное «бесстрашное» поведение.

Кроме того, подростковый возраст характеризуется рядом личностных особенностей, к которым можно отнести:

- стремление к острым ощущениям;

- стремление к самоутверждению;

- чувство «взрослости»;

- поверхностное, несерьезное, нигилистическое отношение к соблюдению ПДД;

- комфортная ориентация (коллективная ориентация, т.е. подражание тому, как ведут себя другие);

- отвлекающее поведение и отвлекающее управление;

Знание Правил дорожного движения обеспечивает детям и подросткам лишь около 10% необходимой безопасности. Только при помощи умения прогнозировать, то есть предвидеть опасность на дороге и действовать в соответствии с возникшими обстоятельствами, можно добиться проявления безопасного поведения на дороге.

В целом отметим, что учет психофизиологических и возрастных особенностей детей и подростков позволит не только эффективно осуществлять профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, но и формировать стойкие навыки безопасного поведения несовершеннолетних как субъектов дорожного движения способных управлять своим поведением в дорожной обстановке.

 

 
Социальная реклама Пропаганда БДД Последствия ДТП

Телефон доверия УМВД России по Брянской области 72-22-33

Телефон дежурной части ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Брянску 74-71-02

Вызов экстренных служб

Единый номер вызова экстренных оперативных служб

Телефон: 112 с мобильного (сотового) телефона

Пожарная охрана

Телефон: 101 с мобильного (сотового) телефона

Полиция

Телефон: 102 с мобильного (сотового) телефона

Скорая помощь

Телефон: 103 с мобильного (сотового) телефона

Газовая служба

Телефон: 104 с мобильного (сотового) телефона