КАК СФОРМИРОВАТЬ СТОЙКИЕ НАВЫКИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ
Важность и своевременность обучения несовершеннолетних Правилам дорожного движения не подлежат сомнению. Тем не менее каждый год в дорожно-транспортных происшествиях не один десяток брянских мальчишек и девчонок получают увечья и травмы. А в отдельных случаях дело заканчивается летальным исходом. Сотрудники Госавтоинспекции города Брянска – частые гости в общеобразовательных и дошкольных учреждениях. На новый учебный год уже запланирован ряд лекций, акций, семинаров и викторин по ПДД. Вместе с тем, в преподавании уроков по безопасности дорожного движения сотрудникам полиции без помощи педагогов не обойтись. Так что, уважаемые наши помощники: заместители директоров по воспитательной работе, учителя, воспитатели, эта статья – для вас.
Распространенной ошибкой обучения Правилам дорожного движения является стандартный подход к детям любого возраста. Правила дорожного движения в некоторых случаях трактуются дословно, с использованием недоступной дорожной лексики, употреблением непонятных терминов, требующих от дошкольников и школьников начальной ступени образования абстрактного мышления (этим, к сожалению грешат и некоторые сотрудники Госавтоинспекции, не имеющие педагогического образования и навыков психологического общения с детьми), которое формируется только к концу младшего школьного возраста. Поэтому одним из условий эффективного обучения ПДД и, соответственно, профилактических мероприятий будет учет возрастных, психофизических, индивидуальных особенностей поведения детей и подростков в дорожной среде.
Дошкольный возраст характеризуется активным обогащением опыта детей разнообразными впечатлениями, возрастанием интересов к окружающему миру, в том числе к средствам передвижения.
В силу того, что организм ребенка находится в состоянии роста и развития и не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, еще полностью сформированы, необходимо учитывать следующие особенности возраста, влияющие на безопасное поведение на дороге:
- неразвитость бокового зрения;
- расторможенность и отсутствие координации движений;
- неспособность целостно оценивать и анализировать дорожную ситуацию, видеть приближающиеся издалека транспортные средства и определять, на каком расстоянии находится движущийся автомобиль;
- неразвитость ориентировки в пространстве;
- неразвитость слухового восприятия;
- маленький объем памяти и внимания;
- трудность установления причинно-следственных связей;
- преобладание игровых представлений о дорожных объектах над реальными;
- маленький рост и вес ребенка.
Безопасность дошкольника во многом зависит от окружающих взрослых (родителей, педагогов), что снижает уровень осознанности детьми собственных действий, обеспечивающих безопасность в окружающем мире.
Младший школьный возраст. Основная категория детей, пострадавших в ДТП, как правило, это младшие школьники. Почти две трети от общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного навыка – предвидение скрытой опасности.
Во многом такое положение дел определяется особенностями психического и личностного развития младших школьников. В этом возрасте значительные сдвиги происходят в совершенствовании зрительного восприятия. Увеличивается поле зрения за счет увеличения наружной границы, определяющей возможность обозрения справа и слева. Это имеет немаловажное значение для ориентировки по дорожным знакам. Кроме того, по сравнению с дошкольным возрастом становится точнее глазомер: на 1/3 – для близкого расстояния и на 1/10 – для дальнего (10 м) расстояния, увеличивается скорость реакции.
В целом младший школьный возраст – это оптимальный период для усвоения ПДД в полном объеме, а также для целенаправленного развития тех качеств, благодаря которым школьник сможет противостоять опасным ситуациям, возникающим на дорогах.
Тем не менее можно выделить те особенности возраста, которые определяют предрасположенность младших школьников к несчастным случаям на дороге:
- затрудненность определения пространственных положений и взаимодействий объектов на дороге;
- трудность в определении особенностей и скоростных характеристик транспортных средств;
- замедленная реакция при принятии решений на дороге;
- преобладание потребности в движении над осторожностью;
- неразвитые прогностические способности не позволяют предвидеть последствия возникшей ситуации, предугадать возможные варианты поведения водителя;
- несформированное логическое мышление не позволяет в полном объеме анализировать погодные условия и их влияние на безопасность движения;
- отсутствие чувства времени;
- потребность в новых впечатлениях и чрезмерная увлеченность;
- неразвитое произвольное поведение и импульсивность, которая проявляется в недисциплинированности, непредсказуемости на дороге;
- неразвитое право- и самосознание, которое проявляется в невозможности осознать ответственность за собственное поведение на дороге.
В этом возрасте создать эмоциональную мотивационную направленность на соблюдение ПДД с тем, чтобы школьники испытали эмоциональную потребность в правильном поведении, сделали эту потребность достояние собственного сознания.
Подростковый возраст. Основной особенностью подросткового возраста является пренебрежение опасностью. Подросток уверен, что с ним не произойдет то, что случается с другими, поэтому демонстрирует рискованное «бесстрашное» поведение.
Кроме того, подростковый возраст характеризуется рядом личностных особенностей, к которым можно отнести:
- стремление к острым ощущениям;
- стремление к самоутверждению;
- чувство «взрослости»;
- поверхностное, несерьезное, нигилистическое отношение к соблюдению ПДД;
- комфортная ориентация (коллективная ориентация, т.е. подражание тому, как ведут себя другие);
- отвлекающее поведение и отвлекающее управление;
Знание Правил дорожного движения обеспечивает детям и подросткам лишь около 10% необходимой безопасности. Только при помощи умения прогнозировать, то есть предвидеть опасность на дороге и действовать в соответствии с возникшими обстоятельствами, можно добиться проявления безопасного поведения на дороге.
В целом отметим, что учет психофизиологических и возрастных особенностей детей и подростков позволит не только эффективно осуществлять профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, но и формировать стойкие навыки безопасного поведения несовершеннолетних как субъектов дорожного движения способных управлять своим поведением в дорожной обстановке.