УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! ПОВТОРЯЕМ ПДД ДЛЯ ДЕТЕЙ!
В течение всего учебного года сотрудники Госавтоинспекции по городу Брянску были постоянными гостями в общеобразовательных учреждениях областного центра, проводили занятия по безопасному поведению на улицах и дорогах с учащимися всех возрастных категорий. В данный момент на дворе – лето, соответственно, пока школьных каникул. В рамках проведения профилактического мероприятия «Дети в лагере» занятия по ПДД в лагерях с дневным пребыванием продолжаются как со стороны сотрудников ГИБДД, так и со стороны педагогов. Однако, во-первых, далеко не все школьники посещают такие лагеря, а во-вторых, даже те школьники, которые их посещают, все равно больше времени проводят с родителями. А, значит, именно на родительских плечах лежит первоочередная задача очередной раз позаниматься со своими чадами по вопросам дорожной грамоты. На нашем сайте участникам дорожного движения был задан вопрос «Какая работа по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения ведется в Вашей семье?». Результаты ответов распределились следующим образом: беседы с ребенком – 26,5%, чтение детской литературы по данной теме – 11,8%, практические навыки поведения на дороге – 52,9%, углубленное изучение Правил дорожного движения – 8,8%. Итак, на первом месте оказались «практические навыки». Давайте же еще раз их повторим.
При выходе из дома:
- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь - нет ли за препятствием опасности.
При движении по тротуару:
- придерживайтесь правой стороны;
- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
- приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездами с дворов и прилегающих территорий;
- разъясните ребенку, что забрасывание проезжей части камнями, стеклом и т.п., повреждение дорожных знаков, могут привести к несчастному случаю;
- при движении группы ребят учите их ходить в паре, выполняя все ваши указания или других взрослых, сопровождающих детей.
Готовясь перейти дорогу:
- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть, привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
- учите ребенка смотреть на дорогу не «краешком глаза», а поворачивая голову вправо и влево. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он неоднократно поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма;
- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как транспортное средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
- обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей у автомобиля и жестах мотоциклиста и велосипедиста;
- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции;
- не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас - этим вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым к попытке вырваться - это типичная причина несчастных случаев;
- учите детей не только внимательно смотреть на дорогу, но и прислушиваться к её шуму. Тот, кто прислушивается к дороге, более сосредоточен на наблюдении за ней.
При переходе проезжей части:
- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по линии тротуаров или обочин, иначе ребенок привыкнет переходить, где придется;
- не спешите, не бегите, переходите дорогу всегда размеренным шагом;
- не переходите дорогу наискосок, подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто- и мототранспортными средствами, движущимися по всем направлениям;
- переходя улицу, продолжайте наблюдение за дорогой, чтобы вовремя заметить изменение обстановки. Обстановка на дороге быстро меняется: стоявшие машины могут поехать, ехавшие прямо - повернуть; из переулка, из двора или из-за поворота могут появиться новые машины;
- если во время перехода вдруг возникло препятствие для обзора (например, остановилась из-за неисправности машина), осторожно выглянув из-за неё, осмотрите остаток пути. При необходимости отступите назад. Вести себя нужно так, чтобы вас хорошо видели проезжающие водители;
- не выходите на проезжую часть из-за транспортного средства или из- за кустов, не осмотрев предварительно улицу, приучайте ребенка делать так же;
- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых, нужный автобус или троллейбус. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг. Объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, из двора дома;
- при переходе проезжей части по нерегулируемому пешеходному переходу в группе людей учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта, а не за окружающими людьми, иначе он может привыкнуть при переходе подражать поведению спутников, не наблюдающих за движением транспорта.
При посадке и высадке из общественного транспорта:
- выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше - выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной его остановки. Ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;
- не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении (вас может прижать дверью). Особую опасность представляет передняя дверь, так как в этом случае можно попасть под колеса транспортного средства;
- научите ребенка быть внимательным в зоне остановки - особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне, пешеходы здесь спешат и могут случайно вытолкнуть на проезжую части или под колеса.
При ожидании общественного транспорта:
- стойте вместе детьми на посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине как можно дальше от края проезжей части.
При движении автомобиля:
- приучайте сидеть в автомобиле только на заднем сиденье, не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом. Объясните им, что при резкой остановке или столкновении сила инерции «бросает» сидящего вперед, и он ударяется о стекло передней панели, этого достаточно, чтобы пассажир погиб или был сильно ранен;
- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло или панель;
- не разрешайте детям находиться в автомобиле одним без присмотра.
При проезде в общественном транспорте:
- приучите ребенка крепко держаться за поручни, чтобы при торможении он не получил травму при падении;
- объясните ребенку, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только при полной его остановке.
Что должны и не должны делать сами родители при движении?
- всегда переходите дорогу размеренным шагом;
- выходя на проезжую часть, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться;
- переходить дорогу нужно только на зеленый - разрешающий сигнал светофора или регулировщика;
- переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход»;
- из автобуса, троллейбуса, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или выбежать на проезжую часть;
- привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.;
- не выходите с ребенком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли;
- не разрешайте играть детям вблизи дорог и на проезжей части;
- в автомобиле обязательно пристегивайтесь ремнями безопасности;
- не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения. Вместо этого объясните ребенку конкретно, в чем их ошибка. Используйте различные ситуации для ознакомления с правилами дорожного движения;
- не показывайте детям дурной пример. Очень трудно будет объяснить ребенку, что правила дорожного движения нужно знать и соблюдать, если он видит, как мама и папа их постоянно нарушают.
Важно осознать родителям, что необходимо постепенно предоставлять возможность самому ребенку рассказать, что он видит и какие причинно-следственные связи и зависимости может установить. Например, остановился автобус. Из него вышли пассажиры. Школьник должен посмотреть, как они себя ведут. Самостоятельно сделать вывод, что неправильно поступают те пассажиры, которые обходят транспорт спереди или сзади. Потому что они могут попасть в поток движущихся за автобусом машин. Увидит ли ребенок, кто из вышедших пассажиров поступает правильно, идет до ближайшего пешеходного перехода, а если перехода нет, то пересекает проезжую часть только в том месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны, где нет разделительной полосы и ограждений?
И, конечно, родителям очень важно увидеть, как будет вести себя сам ребенок при выходе из автобуса, что он ответит, например, на такой вопрос мамы или папы: «Как бы нам с тобой перейти на другую сторону?». Что ответит ребенок на провокационное предложение перейти проезжую часть в неустановленном месте, начать переходить дорогу на желтый сигнал светофора, поиграть на проезжей части или вблизи нее? Так, помогая собственному ребенку практически отрабатывать навыки безопасного поведения на дорогах, родители становятся заинтересованными партнерами общеобразовательных организаций в предупреждении дорожно-транспортного травматизма. Кроме того, возрастает уверенность родителей обучающихся в том, что их ребенок знает и соблюдает правила дорожного движения.
О чем нужно разговаривать с ребенком и нужно ли снова и снова повторять с ним правила дорожного движения, учить их наизусть, или даже «зубрить»? Ни в коем случае не зубрить, если только это не сделает сам ребенок по собственной инициативе. Можно спросить у ребенка, как он думает, почему дорожно - транспортные происшествия чаще всего происходят в период с мая-июня по сентябрь? То есть во время каникул, когда дети остаются без надзора родителей и самостоятельны в своих передвижениях по улицам и дорогам. Это время катания на велосипедах, роликовых коньках, скутерах. Такая беседа способствует развитию важного универсального учебного действия - умение устанавливать причинно-следственные связи, а родителю помогает еще раз осознать свою личную ответственность и за организацию каникулярного времени сына или дочери, и за времяпровождение в выходные дни.
Родители учащихся являются активными субъектами обучения детей безопасному поведению на дорогах и улицах. Значительная часть из них не только стараются обучать детей правилам дорожного движения, но и предпринимают различные практически меры по обеспечению безопасности ребенка на дорогах и улицах.
Большинство родителей обучающихся не снимают с себя ответственности за обеспечение безопасного поведения детей на дорогах и подчеркивают важность участия членов семьи в формировании субъектной позиции ребенка как участника дорожного движения.
В то же время, значительная часть обучающихся и их родителей не придают должного значения вопросу обеспечения безопасности на дорогах и улицах. До тех пор, пока родители обучающихся не изменят своей позиции по данному вопросу, усилия школы и сотрудников ГИБДД по снижению случаев дорожно-транспортных происшествий не будут в полной мере результативными.