Версия для слабовидящих


В чем выражаются позитивные результаты работы Госавтоинспекции города Брянска на сегодняшний день?

усилился контроль поведения участников дорожного движения - 18.2%
прекратились бесцельные остановки транспортных средств - 13.6%
принимаются более строгие меры административной ответственности за серьезные нарушения ПДД - 9.1%
действия сотрудников направлены на оказание помощи участникам дорожного движения - 18.2%
все остается по-прежнему (без изменений) - 40.9%

Государственные услуги

Госавтоинспекция МВД России

УВД России по Брянской области

АВТОмобильный журнал

Брянские Новости

Рейтинг@Mail.ru

СОТРУДНИКИ ГОРОДСКОЙ ГИБДД ОБСУДЯТ НА ОБЩЕГОРОДСКОМ СЕМИНАРЕ ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПДД

Сотрудники ГИБДД по городу Брянску на регулярной основе проводят занятия со школьниками по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Разумеется, при этом изучается и качество преподавания в рамках уроков ОБЖ, бесед на классных часах и дополнительных уроков со стороны педагогов, ответственных за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. И, если подобные мероприятия, в основном, проводятся в течение года постоянно, то, все равно выявляются достаточно принципиальные ошибки в данном направлении деятельности. 29 апреля на базе Гимназии №5 состоится ежегодный общегородской семинар по вопросам детской дорожной безопасности, на котором будут рассмотрены многие вопросы, начиная от дорожного травматизма и заканчивая эффективностью обучения детей предвидеть возможную опасность. Однако, проанализировав качество обучения детей, до семинара, уже сегодня хочется поделиться кое-какими выводами по поводу типичных ошибок при обучении детей ПДД в образовательных учреждениях.

 

Правила дорожного движения регламентируют единый порядок дорожного движения для всех его участников, в том числе и детей. Поэтому ребенок воспринимается водителем как «модель» взрослого человека, что нередко приводит к дорожно-транспортным происшествиям.

Однако дети — это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как к взрослым, а потому дословная трактовка правил дорожного движения, например для младших школьников, неприемлема. Нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной им лексике, требующей от них абстрактного мышления, затрудняет их обучение и воспитание. Чтобы адаптировать правила дорожного движения к детскому восприятию, некоторые педагоги самостоятельно преломляют их на уровень понимания учащихся.

Большинство же педагогов, не обученных данной дисциплине, этого не делают. Не имея соответствующих методик по обучению безопасному поведению на улицах и дорогах, они читают детям сказки, загадки, стихи, дают задания раскрасить картинки по правилам дорожного движения, проводят викторины, игры, конкурсы, театрализованные представления. Такой подход в целом носит познавательный характер, но в полной мере не решает задач обучения и воспитания учащихся. Анализ проводимых занятий по дорожной тематике позволяет сделать вывод о том, что акцент делается не столько на опасное (безопасное) поведение, например, младших школьников на улицах и дорогах, сколько на увеличение объема знаний с излишней детализацией, например, обустройства дорог, устройства автомобиля, велосипеда, изучения видов перекрестков, дорожной разметки, трудных для осмысления сигналов регулировщика, типов железных дорог, перечня дорожных знаков для водителей и т.д. Такие знания оседают «мертвым грузом» в сознании ребенка, несмотря на желание педагога заставить детей механически заучить и запомнить непонятную им информацию. Кроме того, используются учебные книжки, в которых первоклассников, не умеющих в основном читать и писать, заставляют разбирать сложные схемы алгоритмов действий пешехода и отвечать на вопросы по организаций дорожного движения. Особенности психических процессов ребенка (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь, эмоции), как правило, не учитываются. При этом следует иметь в виду, что даже при запоминании и понимании школьниками правил дорожного движения наблюдается довольно большое расхождение между полученными знаниями и их фактическим поведением в дорожной среде. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки является достаточно сложным, длительным учебно-воспитательным процессом, требующим специальных упражнений и применения педагогами целого ряда дидактических методов и приемов. Недопустима и другая крайность, когда при обучении детей используются уменьшительно-ласкательные выражения типа: «светофорчики», «пешеходики», «автомобильчики», «зайки-зазнайки» и т.д., которые акцентируют внимание ребенка на этих образах, а не на безопасных действиях на дорогах, т.е. искажается реальная картина дорожного движения со всеми опасными ситуациями. Образовательный процесс по правилам дорожного движения должен быть построен на основе педагогических принципов: преемственности, непрерывности, систематичности, последовательности, развивающего обучения, доступности, наглядности, единства воспитания и обучения. Основные понятия правил дорожного движения необходимо излагать доступным и понятным детям языком, но не искажать их смысл. Часто неправильно трактуются понятия: «пешеходная дорожка», «пешеходный переход», «стоянка» и «остановка». Неверно объясняется значение дорожных знаков «Дети», «Пешеходный переход». Некоторые педагоги объясняют значение дорожного знака «Дети» как переход дороги детьми в месте его установки. Однако этот знак лишь информирует водителя о том, что он должен снизить скорость, потому что впереди пешеходный переход, а в месте установки знака «Дети» на дороге могут неожиданно появиться дети, так как рядом находятся общеобразовательные учреждения или другие детские организации. Педагоги часто перегружают школьников информацией о дорожных знаках и заучиванием их названий. В играх по дорожной тематике акцент делается в основном на символах, изображенных на дорожных знаках, без моделирования конкретных дорожных ситуаций и «привязки» к ним дорожных знаков. Детям и подросткам в первую очередь следует знать значение дорожных знаков для пешеходов и лишь некоторые для водителей. При проведении школьных олимпиад с применением тестовых заданий (для подростков) по проверке знаний правил дорожного движения от них нередко требуется разобрать сложные и непонятные (даже специалистам) схемы организации дорожного движения. Особое внимание педагогов следует уделять допускаемым ими грубейшим ошибкам при обучении правилам дорожного движения. Например, детей и подростков учат обходить стоящий безрельсовый транспорт сзади, а рельсовый — спереди. Практика показывает, что такое «обучение», как правило, приводит к ДТП. Инспектор обязан разъяснить педагогам, проводящим занятия с учащимися, что при выходе из маршрутного транспорта, если необходимо перейти на противоположную сторону проезжей части, следует дойти до ближайшего пешеходного перехода, а если его нет, подождать, пока транспортное средство удалится на безопасное расстояние, и переходить дорогу в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны. Нельзя категорично требовать от школьников при переходе проезжей части смотреть сначала налево, а дойдя до середины — направо. Детям следует внушить, что транспортное средство может появиться неожиданно с любой стороны. Поэтому прежде чем переходить дорогу, нужно остановиться, посмотреть в обе стороны, затем еще раз налево и только, убедившись в своей безопасности со всех сторон, начинать переход через проезжую часть, постоянно контролируя ситуацию поворотами головы и по возможности не останавливаясь посередине. Часто неправильно объясняется значение желтого сигнала светофора как предупреждающего, хотя этот сигнал, как и красный, тоже является запрещающим, а зеленый — разрешающим. Однако в реальных дорожных условиях зеленый сигнал светофора также не гарантирует безопасности движения, если пешеход не соблюдает необходимые меры предосторожности. Пешеход должен убедиться в том, что все машины остановились, и тогда переходить проезжую часть дороги. Во многом ошибки в учебно-методических и наглядных пособиях, используемых на занятиях, обусловлены еще и неграмотным изображением художниками дорожной среды. Иллюстрации выполняются некачественно, в неправильных пропорциях и масштабах, с нагромождением мелких отвлекающих деталей и лишних предметов. Следует иметь в виду, что вся учебно-методическая литература, изданная до 2000 г., устарела и действующим правилам дорожного движения не соответствует. Нецелесообразно использовать и некоторые переводы по правилам дорожного движения из иностранной литературы (Германия, Франция и др.), где детям многое разрешается делать из того, что категорически запрещается российским школьникам. Инспектору ГИБДД рекомендуется постоянно оказывать помощь учителям начальной школы, предмета ОБЖ, классным руководителям, а также лицам, ответственным за организацию в образовательном учреждении работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, например, в создании кабинетов или «уголков безопасности». Для их оформления инспектор предоставляет информационные материалы. Это могут быть: информация о фактах дорожно-транспортных происшествий с участием учащихся общеобразовательных учреждений; планы профилактических мероприятий (конкурсов, олимпиад, викторин, соревнований по дорожной тематике и т.д.) с указанием сроков их проведения; информация для родителей о причинах и условиях, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий; справки о состоянии аварийности в городе (регионе) с указанием причин, конкретных мест и времени суток совершения дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. При наличии кабинета по предмету ОБЖ рекомендуется иметь в нем стенды с учебно-методической литературой по дорожной тематике, плакаты, комплект дорожных знаков, материалы работы отряда ЮИД и др. Можно сделать на столе макет с элементами улиц, дорог, тротуаров, светофоров и т.д. Педагогам при подготовке к занятиям необходимо использовать официальные издания Правил дорожного движения Российской Федерации с учетом изменений и дополнений, вносимых постановлениями Правительства Российской Федерации, и учебно-методическую литературу, имеющую гриф «Допущено» или «Рекомендовано» Министерством образования и науки Российской Федерации и рекомендованной Госавтоинспекцией.

 
Социальная реклама Пропаганда БДД Последствия ДТП

Телефон доверия УМВД России по Брянской области 72-22-33

Телефон дежурной части ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Брянску 74-71-02

Вызов экстренных служб

Единый номер вызова экстренных оперативных служб

Телефон: 112 с мобильного (сотового) телефона

Пожарная охрана

Телефон: 101 с мобильного (сотового) телефона

Полиция

Телефон: 102 с мобильного (сотового) телефона

Скорая помощь

Телефон: 103 с мобильного (сотового) телефона

Газовая служба

Телефон: 104 с мобильного (сотового) телефона