ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ: ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ
Большое число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях детей требует повышенного внимания к вопросам обеспечения их безопасности в дорожном движении.
Как показывают результаты исследований, требования, предъявляемые современным дорожным движением, особенно в городах, бывают слишком трудны для психофизиологического развития ребенка.
Большая, по сравнению со взрослыми, уязвимость детей в дорожном движении объясняется в значительной степени их психологическими особенностями в поведении. Рассмотрим некоторые из этих особенностей.
Ребенок — это не взрослый в миниатюре, физически и психологически он не в силах полно воспринимать, а значит, и анализировать ситуацию дороги и учитывать возникающие опасности. Обзор ребенком окружающей обстановки ограничен его ростом. Маленький рост вдвойне увеличивает риск вовлечения в ДТП, т.к. не только у ребенка ограничена обзорность, стоящими и двигающимися транспортными средствами, но в то же самое время и он сам не виден из-за них водителям. Ребенок не всегда способен понимать символику дорожных знаков и сигналов.
Другой негативной особенностью уровня психофизического развития детей является трудность идентификации (различия) звуковых сигналов. Даже имеющий хороший слух ребенок не может различить звук работающего двигателя и определить, на каком расстоянии находится автомобиль.
Интеллектуальные функции, необходимые для анализа дорожно-транспортных ситуаций, формируются постепенно. Например, шестилетний ребенок одним взглядом может охватить из множества элементов дорожно-транспортной ситуации в лучшем случае не более 2–3-х. Это вызвано еще тем, что у детей поле зрения на 30% меньше, чем у взрослых. Результаты опроса детей от 4 до 6 лет показали, что 54% детей четырехлетних, 45% пятилетних и 32% шестилетних уверены в возможности мгновенной остановки автомобиля в случае опасности.
Дети иначе переходят дорогу, чем взрослые. Взрослые, например, подходя по тротуару к краю проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают дорожно-транспортную ситуацию; дети же, только подойдя к самому краю проезжей части, начинают наблюдение.
Исследователи подчеркивают следующий момент: взрослые слишком часто считают, что ДТП является результатом неправильного поведения ребенка. На самом же деле нарушается баланс между способностями ребенка с одной стороны, и требованиями, предъявляемыми дорожной обстановкой и поведением других участников движения — с другой.
Следует отметить, что детям трудно одновременно совершать переход и осуществлять наблюдение со стороны, поэтому фактор риска возрастает. В то же время 50% матерей считают, что их пяти-шестилетние дети могут самостоятельно переходить улицу с достаточно интенсивным движением. За этой цифрой кроется непонимание родителями всей ответственности за поведение ребенка на дороге.
На детей большое влияние оказывают эмоции. Под влиянием чувства радости, удивления или интереса дети забывают о движущихся автомобилях и об опасности, которой они подвергаются. Известен случай, когда 7-летняя девочка, которая хорошо знала, как следует переходить дорогу, и безошибочно отвечала на вопросы, касающиеся правил поведения на улице, увидев, на противоположной стороне дороги учительницу, бросилась ей навстречу и только благодаря своевременной реакции водителя удалось избежать ДТП.
Необходимо помнить, что привычка выбегать из-за предмета, мешающего обзору, не посмотрев, что там, формируется у детей незаметно от нас еще в раннем возрасте. Ребенок привыкает выбегать из-за дверей, мебели, из-за углов — возникает опасный отрицательный навык, с которым семи-восьмилетний пешеход включается в самостоятельную жизнь на городских улицах. Конечно, не каждый случай, когда ребенок пересекает улицу, создает на дорогах опасную ситуацию, но ошибка, закончившаяся благополучно, не воспринимается ребенком как ошибка и неправильный навык закрепляется, и в дальнейшем будет повторяться с большей уверенностью, если на это не обратят внимание взрослые.
К сожалению, многие водители плохо представляют себе психологию восприятия дорожной ситуации ребенком, стоящим на середине дороги. Привычка отступить, отшатнуться, отпрыгнуть, не поглядев заранее назад, свойственная детям, натренирована за годы детских игр в доме, во дворе, вдали от улицы. И бывает, что она незаметно для них самих срабатывает на дороге, то есть там, где это смертельно опасно.
Большое влияние на поведение детей на улице оказывает и окружение, в котором они находятся. Так, отдельные дети, находясь в обществе своих сверстников, меньше наблюдают за состоянием проезжей части при переходе дороги, полагаясь на своих спутников. Мальчики в возрасте 7–9 лет более склонны перебегать улицу, чем девочки. Образ поведения на улице учащихся старших классов близок к поведению взрослых более, чем к поведению учащихся младших классов. Как показали исследования, только 55% детей, переходящих дорогу вместе со взрослыми, начинали и заканчивали переход вместе с ними. Согласно данным статистики, около одной трети всех ДТП с участием детей дошкольного возраста, произошло при сопровождении их взрослыми. Одной из причин этого является то, что дети находятся под присмотром лиц старшего возраста, которые не в состоянии сдерживать их подвижность. Нельзя и не учитывать, что на остановках транспорта детям быстро надоедает стоять и ждать, они ищут себе какую-нибудь забаву и могут быстро выбежать на проезжую часть.
Вместе с этим, как показали другие исследования, большинство детей 91% (из числа опрошенных), попадая на улицу с интенсивным движением, испытывает страх. Отсюда и знакомая многим водителям непредсказуемость поведения ребенка на улице.
Есть особенности и в восприятии ребенком потока машин. Для водителя, приближающегося к стоящим, к примеру, на осевой линии дороги детям, скажем, четвертым или пятым, ситуация воспринимается менее опасной, чем для водителя, приближающегося первым: ведь дети стояли, пропуская транспорт, значит, будут стоять и дальше, и этот четвертый или пятый расслабляется. А для ребенка в этой ситуации каждая пропущенная машина — трудная победа над своим желанием не ждать и перебежать улицу. Поэтому нельзя расслабляться водителю, пока он не минует детей.
Намного возрастает возможность неожиданного появления ребенка на проезжей части, когда вслед за грузовыми машинами или автобусами следуют легковые автомобили. Причина в недостаточном умении детей определять скорость и подмена ее габаритом. Особенно надо быть начеку, если какая-то машина отстала от вереницы машин, проехавших ранее.
У детей очень распространенным является мнение о гарантированной безопасности при пересечении дороги по переходу «зебре», или о необходимости быстрого перехода дороги. Важно, чтобы при обучении детей у них не сложилось неверное представление в этом вопросе.
Надо так же помнить, что распределение ДТП по месяцам показывает, что имеются два «пика» в аварийности с детьми в году: май-июнь и август-сентябрь. В течение суток для детей наиболее опасно время от 12 до 17 часов.
Водителям необходимо учитывать, что предельное внимание должно быть даже тогда, когда, например, мать с ребенком, которого держат за руку, спокойно стоит перед «зеброй», намереваясь перейти на другую сторону дороги. Нередки случаи, когда ребенок вырывается из рук. Статистика говорит, что каждого седьмого ребенка из пострадавших на улице перед этим держал за руку кто-то из взрослых.
Известно, что дети любят подражать взрослым. Взрослый - эталон поведения для ребенка, и особую роль для него играет родительский пример. Достаточно один раз на его глазах перебежать дорогу или перейти на красный сигнал светофора — и при первом же удобном случае, оставшись один, он повторит то же самое. Результаты различных экспериментов показали, что родители способны добиваться успехов в вопросах обучения детей переходу через дорогу, и что приобретенные детьми навыки не утрачиваются спустя четыре месяца после окончания обучения