БРЯНСКИЕ СТАРШЕКЛАССНИКИ УЧАТСЯ МОДЕЛИРОВАТЬ ДОРОЖНЫЕ СИТУАЦИИ
Большой проблемой является высокий травматизм детей на дороге. Ее нужно решать. Проведение с учащимися инструктажей - хотя и нужная мера, но не очень эффективная, поэтому для демонстрации различных ситуаций на дороге мы придумали их моделирование.
Для моделирования дорожно-транспортных ситуаций необходима карта микрорайона, прилегающего к учебному заведению, модели транспорта, пешеходов, светофоров и регулировщиков. Данные модели можно изготовить самим или же вырезать из журналов соответствующие картинки и приклеить на картонную основу.При проведении инструктажей важно именно моделировать типичные дорожно-транспортные ситуации, которые могут приводить к ДТП, и разбирать ошибки, показывая, какие неправильные действия участников движения приводят к плачевным результатам. Кроме того, можно дать возможность ребятам самим на основе уже имеющегося жизненного опыта смоделировать такие ситуации.
Например, самой распространенной ошибкой, ведущей к трагедии, является «правило», по которому уступают дорогу на нерегулируемом пешеходном переходе. Если объяснить детям так: пешеход обязан пересекать проезжую часть строго по пешеходному переходу, убедившись, что ему уступает транспорт(посмотреть налево и направо), - то это далеко не панацея от беды. А вот если эту же ситуацию смоделировать на макете перекрестка: с дорогой. имеющей несколько полос для движения в каждом направлении, и указать, что понятие «уступает» - относительное, и что если автомобиль снизил скорость, то это еще не значит, что мы в безопасности, так как в этом случае могут быть и крайности:
1) пешеход не убедился в полной остановке транспорта и смело, уверенно и быстро стал пересекать проезжую часть. В этом случае водитель, даже имея желание, не сможет быстро среагировать, и экстренное торможение не поможет;
2) пешеход слишком робкий и, начиная делать первый шаг, смотрит на движущийся транспорт, а водитель (если он потенциальный нарушитель ПДД) снижает скорость и смотрит за реакцией пешехода. Пешеход раздумывает, идти ему или нет, водитель решает «проскочить» - и давит на педаль газа. А пешеход тем временем решает, что нужно быстрее перебежать проезжую часть и не рассчитывает скорость уже тронувшейся машины;
3) водитель не замечает пешехода, пешеход тоже не замечает водителя - из-за остановившегося транспорта в первом ряду.
Моделирование данной дорожно-транспортной ситуации дает возможность рассмотреть все эти случаи более объективно.
Каждый сможет увидеть ситуацию с двух сторон: со стороны пешехода и водителя. Именно понимание того, что происходит на дороге и почему, приводит к более осмысленному поведению участников движения.
В работе с детьми старшего школьного возраста нужно всегда учитывать, что разбор ошибок всегда более эффективен, чем заучивание правил, которые нерадивые пешеходы или водители выполняют не всегда.
А. Пупченко, директор межшкольного учебного комбината
Советского района Брянска