Версия для слабовидящих


В чем выражаются позитивные результаты работы Госавтоинспекции города Брянска на сегодняшний день?

усилился контроль поведения участников дорожного движения - 18.2%
прекратились бесцельные остановки транспортных средств - 13.6%
принимаются более строгие меры административной ответственности за серьезные нарушения ПДД - 9.1%
действия сотрудников направлены на оказание помощи участникам дорожного движения - 18.2%
все остается по-прежнему (без изменений) - 40.9%

Государственные услуги

Госавтоинспекция МВД России

УВД России по Брянской области

АВТОмобильный журнал

Брянские Новости

Рейтинг@Mail.ru

ПРЕДУПРЕДИТЬ - ЗНАЧИТ СПАСТИ!

Сотрудники отдела ГИБДД УМВД России по городу Брянску уделяют огромное внимание профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Малыши и подростки всегда радостно встречают сотрудников полиции в детских садах и школах. Но в последнее время участились случаи, когда педагоги, разъясняя на уроках правила безопасного поведения, допускают непростительные ошибки. А ведь от ошибки на уроке может зависеть жизнь ребенка! Эту подборку с рекомендациями мы сделали специально для вас, уважаемые преподаватели!

Качество обучения страдает во многом из-за неверных установок, искажения требований, а самое главное из-за ошибок, допускаемых в учебниках и других пособиях, выпускаемых в помощь педагогу, преподающему Правила безопасного поведения на дороге.
Эти ошибки не только искажают смысл ПДД и не только не учат безопасному поведению на дороге, а наоборот толкают детей-пешеходов на нарушения, которые очень опасны для их жизни и здоровья.
Положение усугубляется тем, что одни и те же ошибки повторяются миллионными тиражами из года в год многими пособиями по Правилам дорожного движения. Этот факт является одной из причин, влияющих на ошибочные трактовки ПДД, так как учителя доверчиво относятся к этим учебникам и другим пособиям.


1. Возрастные и психофизические особенности детей.
Дошкольники и дети младшего школьного возраста наиболее часто попадают в дорожно-транспортные происшествия в силу своего психофизиологического развития. Это связано с особенностями их высшей нервной системы. Потребность детей в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление играть в любых ситуациях, неумение быстро оценить обстановку или принять правильное решение, недостаточные знания об источниках повышенной опасности могут привести к печальным последствиям.
Поведение детей на дороге зависит от ряда факторов, включая личностно-поведенческие свойства, возрастные особенности и психическое состояние человека. Возраст, когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться по дороге, точно определить невозможно. Приблизительно это происходит в период от шести до десяти лет. До семи лет, в принципе, не рекомендуется оставлять ребенка одного на улице. Начиная с семилетнего возраста ребенок постепенно становится все более независимым. В этот период (7-10 лет) он может самостоятельно передвигаться по дороге и, поэтому необходимо продолжать его воспитание в области безопасного поведения на дороге, начатое ранее.
Надежная ориентация «налево-направо» приобретается не ранее, чем в семи- восьмилетнем возрасте. Нет у младших школьников также и знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств. Например, ребенку трудно осознать, что реальная машина в действительности не может остановиться также мгновенно, как игрушечная.
Разделение игровых и реальных условий происходит у детей постепенно, особенно интенсивным и планомерным этот процесс становиться во время обучения в школе.
На всех стадиях возрастного развития психофизиологические функции детей меняются, меняются и внешние обстоятельства (бытовые, школьные и многие другие).Учесть все эти обстоятельства, сообразуясь с психофизиологическими возможностями ребенка – задача, по мнению специалистов по безопасности дорожного движения, крайне сложная. Она усугубляется тем, что ее надо решать в мире, где мало считаются с детьми, но где много запутанных правил, созданных взрослыми для себя, для удобства своего дорожного движения. Призыв «Будь внимателен на дороге!» на ребенка не производит должного впечатления – он погружен в свои мысли и ощущения. Необходимо отметить, что призывы типа «Будь внимателен!», «На дороге играть опасно!», «Переходи дорогу только по переходу!» и многие другие не только неэффективны, но и лишены конкретики, что скорее мешает, чем помогает усвоению ПДД. С психологической точки зрения целесообразно формулировать правила в утвердительной форме.
Например – «Если ты идешь по тротуару и тебе надо обойти препятствие – лужу, яму или еще что-либо, - то обходить это препятствие надо только по тротуару», предпочтительнее, чем «Не следует, обходя препятствие на тротуаре, выходить на проезжую часть». Если нет возможности обойтись без отрицательных формулировок, то необходимо представлять детям такие правила вместе с альтернативными «утвердительными», например, после формулировки: «нельзя переходить проезжую часть на красный сигнал светофора» должна следовать: «переходить проезжую часть можно только на зеленый сигнал светофора».Указания должны быть конкретными, понятными учащимся, имеющие вполне логический смысл и цель – безопасность в конкретным условиях.
При изучении ПДД совершенно неэффективен и непродуктивен метод их заучивания. По мнению специалистов, формальное знание ПДД обеспечивает детям лишь 10 % желаемой безопасности. Остальное достигается лишь при помощи умения прогнозировать опасность на дороге и действовать адекватно обстановке. Несмотря на всю важность знания самих Правил надо учить детей не столько правилам, сколько анализу возникновения опасностей на дороге, отрабатывать у них навык правильного поведения.


2. Специфика предмета ПДД
«Правила дорожного движения» едины для всех, но к, сожалению, написаны они без всякого расчета на детей. В некоторых пунктах ПДД или вовсе отсутствуют указания о том, как должны вести себя пешеходы в той или иной конкретной ситуации или даны очень расплывчатые указания. Так, в пункте 4.1. сказано в каких случаях пешеходы могут идти по проезжей части и уточняется: …
«пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств». Но тот же пункт разрешает в определенных случаях движение по обочине, но не оговаривается направление движения. А ведь это очень важно знать для обеспечения безопасности движения пешеходов. Именно знать, а не догадываться.
И как тут не сказать об обочине? Именно из-за отсутствия четкого определения этого термина, авторы некоторых учебников, а за ними и учителя считают, что обочина предназначена для движения пешеходов. Это очень опасное заблуждение. В любой книге об автомобильных дорогах четко сказано: «Обочины – боковые полосы дороги, используемые водителями для временной или аварийной остановки автомобиля». О движении пешеходов по обочине не сказано ничего.
В ПДД  сказано: «При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны». Такие расплывчатые указания чреваты тем, что позволяют пешеходам поступать так, как это каждый из них понимает, а не как того требует безопасность.
Несмотря, на имеющийся в ПДД раздел «Обязанности пешеходов», многие вопросы, касающиеся пешеходов разбросаны по разным разделам Правил. Вероятно, отсюда идет ошибочное представление многих педагогов, преподающих Правила безопасного поведения на дороге, что все правила пешеходов сосредоточены только в разделе 4.
Учитель, преподающий Правила безопасного поведения на дороге, должен сочетать в себе знание этого предмета со всеми особенностями, умение преподнести его учащимся и заинтересовать ими их, должен знать возрастные и психофизиологические особенности учащихся, знать и учитывать их способности воспринимать предлагаемый материал.
Главное - привить устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации

3. Некоторые ошибки и неточности

Дорожное движение едино для детей и взрослых. Ряд дорожных ситуаций одинаково опасны как тем, так и другим. И Правила дорожного движения едины для взрослых и детей. Написаны они «взрослым» языком, без всякого расчета на детей, поэтому задача педагогов – доступно объяснить ПДД ребенку. Однако при выборе формы обучения ( игра, конкурс, викторина…) главное – донести до детей смысл, не исказив содержания.
Для педагога важно обратить серьезное внимание на используемые в Правилах основные понятия и термины. К сожалению, на практике и некоторые учителя, и авторы ряда учебных пособий по ПДД употребляют термины и понятия, десятки лет назад изъятые из ПДД. Это «улица» вместо «дорога»; «мостовая» вместо «проезжая часть»; «машина» вместо «автомобиль» или «транспортное средство»; «ряд» вместо «полоса движения»; «свет» или «цвет» (светофора) вместо «сигнал»; «постовой» вместо «регулировщик» или «инспектор ДПС» и т.д. не существует понятия «островок безопасности». Часто преподаватели путают имеющие самостоятельное значение термины «пешеходная дорожка» и «пешеходный переход», «стоянка» и «остановка». А ведь употребление не существующих понятий ведет к искажению в понимании требований ПДД.
В стремлении доходчиво донести до детей содержание Правил, некоторые учителя и авторы пособий обращаются к детям так называемым «детским» языком, состоящим из существительных с уменьшительными суффиксами, и других ласкающих слух слов и выражений. Это не только не делает Правила понятными, но искажает реальную картину дорожного движения. Ведь опасными на дороге бывают автомобили а не автомобильчики! Обращаться к детям, даже к маленьким, надо нормальным, обычным языком. Таковы выводы психологов которые считают, что общение учителя с учениками, родителей с детьми должно быть партнерским, предполагающим беседу взрослого со взрослым. Вместе с тем, детей нельзя запугивать опасностями на дороге. Разумное чувство осторожности не должно перерастать в панический страх.
Анализ результатов тестирование детей и педагогов по ПДД показал, что во время обучения до сих пор допускаются грубейшие ошибки. Вот некоторые из них.
1. Учат: Обходи трамвай спереди, автобус – сзади.
Это правило давно устарело и не спасает, а, напротив, создает аварийную ситуацию, так как при выходе пешехода сзади или спереди транспортного средства ни водитель, ни пешеход не видят друг друга, и может произойти наезд. Порядок пересечения проезжей части дороги строго оговорен Правилами дорожного движения, и он не связан с обходом маршрутного транспорта! Упоминание об обходе трамвая или автобуса последний раз имело место в «Правилах движение транспорта и пешеходов» в шестидесятых годах прошлого века!



Необходимо учить!
Дойди до ближайшего пешеходного перехода и переходи там. Если перехода нет, жди, пока автобус или другое транспортное средство отъедет на безопасное расстояние или переходи в другом месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
2. Учат: При переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины – посмотри направо. Это правило так же устарело и создает опасную ситуацию. Прежде чем перейти дорогу – остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию.
3. Учат: Красный – стоп, желтый – приготовься, зеленый – иди.
Следуя такому правилу, дети приобретают уверенность в безопасности перехода по зеленому сигналу. А это очень опасно, так как это совсем не так! Ведь в ПДД сказано, что красный и желтый сигналы запрещают движение, зеленый его разрешает. И не более! При этом ни слова не сказано, что зеленый сигнал гарантирует безопасность движения! Практика же дорожного движения не исключает опасности пересечения проезжей части по зеленому сигналу светофора, если пешеход сам не предпринимает необходимые меры предосторожности. К тому же дети часто путают расположение сигналов светофора: не понимают, что когда горит зеленый сигнал светофора для пешехода, с другой стороны для водителя горит красный, и наоборот.
Необходимо учить!
Красный сигнал светофора – запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый для машин. Желтый – не только приготовится, а знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора. Для пешехода желтый сигнал так же является запрещающим, так как на желтый сигнал машинам разрешено закончить проезд перекрестка. Зеленый – разрешает движение, но, прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в том, что все машины остановились. Желтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекресток нерегулируемый. Поэтому, прежде чем перейти дорогу, убедитесь в собственной безопасности.
4. Учат: Если не успел перейти дорогу, остановись на «островке безопасности» или на середине дороги.
В Правилах дорожного движения нет понятия «островок безопасности». Необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги и пересечь проезжую часть за одни прием. Но если уж попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги, на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, и не делай шаг ни вперед, ни назад, не оценив ситуацию, чтобы водитель успел принять решение, как лучше тебя объехать.
5. Учат: «Не играй на дороге, у дороги, а играй во дворе дома».
Но во дворах также есть дороги, при движении по которым водители транспортных средств должны соблюдать правила движения в жилой зоне, т. е. скорость движения не должна превышать 20 км/ч, но это правило далеко не всегда соблюдается. И хотя пешеходы в жилой зоне имеют преимущество, они не должны забывать о собственной безопасности.
Выходя из подъезда, уже будь внимателен и осторожен. Играй подальше от дороги, там, где нет машин.
6. Используют для показа старые знаки на желтом фоне, путают группы
знаков, неправильно называют дорожные знаки или неверно преподносят информацию, которую несет в себе тот или иной дорожный знак.
7. Начинают обучение со знаков, неактуальных для юных участников дорожного движения.
На практике учителя очень часто, даже в ущерб другим темам по ПДД, уделяют излишнее много времени дорожным знакам, вовлекая учащихся в поверхностное заучивание названий большого количества знаков, увлекаются различными стихами о знаках, играми с применением только знаков, без других элементов ПДД, да еще во отрыве от реальной дорожной обстановки. Следует помнить, что дорожные знаки главным образом предназначены для водителей. Детям, безусловно, необходимо знать значение дорожных знаков, но прежде всего это должны быть знаки, которые работают на обеспечение безопасности пешеходов: «Пешеходные переход»   ( подземный и надземный), «Движение пешеходов запрещено, «Пешеходная дорожка», «Дети», «Движение на велосипедах запрещено», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Велосипедная дорожка».
8. Неправильно объясняют значение дорожного знака «Дети».
Он вовсе не предусматривает переход через дорогу именно в месте его установки, а лишь информирует водителя о том, что на дороге могут неожиданно появиться дети, так как рядом школа, детский сад или другое учреждение.
Чтобы избежать возможных ошибок при проведении занятий по ПДД, хочется обратиться к учителям:
1. Ни один урок, ни одно занятие не проводите без сверки подготовленного к нему материала с текстом «Правил дорожного движения», как бы вы ни были уверены в его достоверности.
2. Пользуйтесь для работы только теми учебниками и пособиями, содержание которых не имеет никаких противоречий с действующими в РФ «Правилами дорожного движения». Поэтому педагогу нужно обязательно иметь официальное издание «Правил дорожного движения».

3. Получить рекомендации или посоветоваться о качестве какой- либо конкретной книги можно с опытными преподавателями ПДД, методистами автошкол или компетентными сотрудниками ГИБДД.
Ситуационная грамотность
О необходимости учить детей безопасному поведению на дороге говорят много. Делается, к сожалению, значительно меньше. Одним из направлений именно деятельность может стать подготовка ребят к участию в дорожном движении с помощью занятий по изучению ситуационного минимума поведения на дороге. Анализ дорожно-транспортных происшествий показывает, что одна из главных причин детского травматизма на улицах – ситуационная неграмотность детей, родителей, водителей, 95% несчастных случаев с детьми на дорогах возникают примерно в 30 повторяющихся дорожных ситуациях – «ловушках». В этих обманчивых ситуациях на первый взгляд кажется, что опасности нет – можно переходить, а через секунду обнаруживается, что это опасно! Чаще всего ошибки связаны не с применением ПДД, а с прогнозом развития ситуации на дороге.
Начать занятия можно с анализа привычек детей, безобидных возле дома, но опасных на проезжей части улицы. Вот некоторые из них. Дети привыкли:
1. Выбегать из-за кустов и других объектов, ограничивающих видимость
На дороге кусты, деревья, заборы, дома, стоящие машины могут скрывать за собой движущийся автомобиль!
2. Когда идут группой – разговаривать поглядывая друг на друга.
При подходе к дороге разговоры следует прекратить, потому что они отвлекают от наблюдения.
3. Двигаться бегом.
Надо идти только шагом, потому что при беге смотришь прямо перед собой, не поворачиваешь голову – а перед переходом проезжей части надо смотреть, поворачивая голову вправо и влево.
4. Идти наискосок.
Переходить проезжую часть дороги так нельзя, потому что трудней наблюдать. Ведь тот, кто идет наискосок, поворачивается спиной к транспортным средствам и дольше находится на проезжей части, так как удлиняется путь.

5. Некрепко держать родителей за руки, вырываться от них.
Надо крепко держать взрослого за руку!
6. Бросаться за мячом, собакой, не глядя по сторонам.
Сначала надо посмотреть по сторонам и убедится в безопасности.
7. Оглядываться, когда позовут.
При переходе улицы оглядываться нельзя – надо внимательно смотреть вправо и влево.
8. Двигаться непрерывно, не останавливаясь.
Перед выходом на проезжую часть всегда надо приостановится и посмотреть по сторонам с поворотом головы.
9. При спешке забывать обо всем на свете.
Перед выходом на проезжую часть надо становится на тротуаре. Тот, кто спешит, тот не наблюдает!
Следующее направление занятий – разбор ситуаций – «ловушек» закрытого обзора.
Что такое закрытый обзор?
Это дорожные ситуации, когда опасность скрыта от пешехода за кустами, деревьями, стоящими и движущимися машинами, другими пешеходами. Здесь с детьми можно рассмотреть ряд вопросов и ответов для родителей, учителей и воспитателей. Изучаться они должны не в форме заучивания готовых ответов, а в форме дискуссии, совместного поиска ответов на вопросы, коллективного принятия предлагаемого ответа на тот или иной вопрос.

Чем опасен стоящий на улице автомобиль?
- Автомобиль, который стоит, мешает вовремя заметить движущийся транспорт.
Какое из стоящих транспортных средств опасней других?
- То, которое выше и длиннее: автобус, грузовик – фургон, трактор, автомобильный кран – они больше всего мешают заметить движущийся транспорт.
Чем могут быть опасны кусты, заборы, деревья возле дороги?
- За ними могут быть скрыты проезжающие транспортные средства!
Чем опасен медленно приближающийся автомобиль?
- Пешеход может решить, что вполне успеет перейти – и начать перебегать дорогу. Но за ним или в соседнем ряду может быть скрыто другое транспортное средство! Оно может обгонять ту автомашину, которая движется медленно!
Чем опасен только что проехавший автомобиль?
- в первые секунды он может скрывать от пешехода встречный!
Надо, пропустив машину, подождать, пока она отъедет подальше!
Отвлечение внимания тоже создает ситуации – «ловушки»
Что же такое дорожные «ловушки» отвлечение внимания?
Это моменты в обстановке на дороге, когда пешеход не замечает опасность, потому что его взгляд прикован, направлен на интересующие его предметы: автобус на другой стороне дороги, приятелей, родных, мяч, собаку… Вот несколько вопросов и ответов, которые можно разобрать с детьми.
В чем опасность для пешехода, который спешит через дорогу к автобусу?
- Пешеход видит только автобус и больше ничего вокруг и часто не замечает приближающийся с боку автомобиль.
В чем опасность для пешехода – школьника, который заметил на другой стороне улицы родных или приятелей, и они зовут его к себе?
- Дети видят только друг друга и плохо наблюдают по сторонам, могут не заметить движущийся транспорт.
В чем особенность детей перебегающих через дорогу?
- Глаза детей при этом направлены на тех (на то), вслед за кем ( чем) они бегут, и можно не заметить движущийся транспорт справа или слева.
Есть «ловушки», связанные с понижением внимания или ситуацией «пустынная улица».
Что такое дорожные «ловушки» на пустынных улицах при пониженном внимании?
Это моменты, когда дети попадают на улицу, где низкая интенсивность движения, на улицу с большим количеством кустов и деревьев.
На таких улицах дети, считая, что «машин нет», могут выходить или выбегать на проезжую часть, не осмотрев ее - выход не глядя.
В чем опасность для детей, играющих рядом с проезжей частью пустынной улицы, или когда дети – пешеходы или велосипедисты идут, едут по обочине пустынной улицы?
- Считая, что «машин нет», могут выйти, выбежать, выехать ( на велосипеде) на проезжую часть улицы, не осмотрев ее и не заметить приближающийся автомобиль. Учитесь осматривать улицу всегда внимательно и с поворотом головы, прислушиваясь при этом. На пустынных улицах будьте не менее внимательными, чем на улицах с оживленным дорожным движением!
Особого внимания требуют остановки автобуса, троллейбуса и пешеходные переходы.
Какое место опаснее для пешехода, переходящего через дорогу: перекресток или остановка?
- Опасно и там, и там, но опаснее на остановке! Почему? На остановке самая большая помеха обзору – стоящий автобус.
На каких дорогах остановки опасны больше всего?
- Узкие дороги с неширокой проезжей частью. Здесь пешеход, видя, что до противоположного тротуара близко, чаще выбегает из-за автобуса.
Ситуации на пешеходном переходе….
Какие ситуации-«ловушки» могут подстерегать пешехода на пешеходном переходе? Их три:
- когда приближаются какие-либо транспортные средства, пешеход, видя, что успевает перейти, может не заметить скрытое за ними другое транспортное средство. Часто эти скрытые машины или мотоциклы едут быстрее.
- Когда автомобиль проехал через пешеходный переход, пешеход может сразу начать движение и не заметить машину справа, которая в этот момент скрыта за проехавшей машиной;
- Когда у пешеходного перехода остановилось какое-либо транспортное средство (например для поворота или разворота, или сломалось) – оно загораживает обзор.
Внимания требует и «ловушка» возле дома:
-дорожки вдоль домов используются и пешеходами и водителями совместно. Нельзя выбегать, не осмотревшись, из-за стоящих автомобилей. Если возле дома стоит автомобиль, необходимо помнить, что он может поехать вперед, не подав сигнал, или, что еще опаснее  - задним ходом.
Перечисленные выше ситуации лишь малая часть тех ошибок, которые допускаются при изучении правил безопасного поведения на дороге, но все же можно выделить три «закона» безопасности пешехода на дороге:
1. Главными условиями безопасности дорожного движения являются: видимость и обзорность.
Видимость – это возможность различать детали дорожной обстановки. Она зависит от погодных условий, освещения, степени контраста проезжей части по отношению к другим элементам дороги. Обзорность – это возможность видеть проезжую часть и дорожную обстановку перед собой и по сторонам, т.е. отсутствие в поле зрения различных препятствий.
2. Правило «темной дороги» - не видишь – остановись.
В сложной ситуации, особенно при недостаточной видимости или обзорности обязательно остановись.
3. Действуй безопасно!
Важно предвидеть опасную дорожную ситуацию. Будьте готовы к тому, что из-за стоящей машины может выехать другая, что движущийся автобус может скрывать за собой другой транспорт, что недисциплинированный водитель может не пропустить вас на пешеходном переходе или у него могут отказать тормоза, а на скользкой дороге тормозной путь автомобиля гораздо длиннее. Будьте внимательны в местах ограниченной видимости, и вам будет намного легче действовать в возникших сложных ситуациях.






 
Социальная реклама Пропаганда БДД Последствия ДТП

Телефон доверия УМВД России по Брянской области 72-22-33

Телефон дежурной части ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Брянску 74-71-02

Вызов экстренных служб

Единый номер вызова экстренных оперативных служб

Телефон: 112 с мобильного (сотового) телефона

Пожарная охрана

Телефон: 101 с мобильного (сотового) телефона

Полиция

Телефон: 102 с мобильного (сотового) телефона

Скорая помощь

Телефон: 103 с мобильного (сотового) телефона

Газовая служба

Телефон: 104 с мобильного (сотового) телефона