СЛУЖБЕ ДОРОЖНОЙ ИНСПЕКЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ ГИБДД ИСПОЛНЯЕТСЯ 47 ЛЕТ
18 июня исполняется 47 лет службе дорожной инспекции и организации дорожного движения ГИБДД МВД России. Улучшение состояния автомобильных дорог и улиц является резервом повышения безопасности движения. С этой целью в 1969 году была создана служба дорожного надзора.
Основными задачами службы являются: контроль за соблюдением требований безопасности при проектировании, строительстве, содержании дороги дорожных сооружений, установление причин автоаварий и разработка мероприятий по их устранению, внедрение новых технических средств регулирования. Иными словами, подразделения организации движения и дорожной инспекции решают в основном инженерно-технические вопросы, касающиеся дорог и улиц. В рамках своей компетенции подразделения ДИиОД ГИБДД выдают заключения на представленные для согласования проекты на строительство, реконструкцию и ремонт дорог, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта, других объектов на дороге, согласовывают проекты организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, а также участвуют в реализации возлагаемых на МВД России функций государственного заказчика по разработке и изготовлению технических средств, автоматизированных систем и приборов, способствующих повышению безопасности дорожного движения.
Дорожная инспекция наделяется и другими полномочиями, необходимыми для решения возложенных на нее задач. В частности, она имеет право запрашивать и получать в установленном порядке от организаций независимо от формы собственности и должностных лиц сведения о соблюдении ими нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также объяснения по фактам их нарушения; докладывать главным государственным инспекторам безопасности дорожного движения о необходимости выдачи должностным лицам обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений нормативных правовых актов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае невыполнения предписаний составлять протоколы и привлекать виновных лиц к административной ответственности.
Служба организации дорожного движения активно участвует в разработке проектов законодательных, иных нормативных правовых актов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, вносит предложения по их совершенствованию, а также научных исследований в области обеспечения безопасности дорожного движения, их внедрения в практическую деятельность ГИБДД.
История управления дорожным движением в России началась в конце 17 - начале 18 веков, благодаря активной деятельности Петра 1, когда при строительстве морских и речных верфей, каналов увеличивалось количество всадников, повозок, карет, телег и другой аналогичной передвижной конструкции. Немножко смешно сегодня слышать, что в те далекие времена основным видом правонарушения на городских улицах было битье кнутом прохожих кучерами и быстрая езда на повозках.
В 90-х годах 19 века на улицах крупных городов России появились первые автомобили с двигателем внутреннего сгорания, способные развивать скорость, гораздо большую, чем скорость лошади. И, тогда, в октябре 1897 года, решением Санкт-Петербургской городской управы устанавливается первая процедура выдачи извозчичьих знаков и порядок допуска пользования санями, дабы не препятствовать передвижению автомобилей и пешеходов.
Милицейские функции, с июля 1918 года, возложили на тех, кто считался "другом общественного порядка", или, проще говоря "дружинник революционной охраны", о чем подробно было расписано в инструкции о несении патрульно-постовой службы. Инструкцией, "дружиннику революционной охраны" при несении патрульно-постовой службы предписывалось, "…охранять безопасность и порядок передвижения по улицам, а именно: запрещать непомерно быструю езду; ограждать днем рогатками, а ночью цветными фонарями ямы, обвалы и прочие препятствия для движения; принимать меры к уборке упавших столбов, фонарей, поврежденных экипажей, павших животных и прочее"...
До декабря 1918 года обеспечение безопасности движения было по аналогии с полицией царской России. Долго решался вопрос о возложении этих обязанностей какой-либо Государственной структуре. Множественные споры и предложения все же привели к единому мнению. Созданной, в октябре 1918 года, "Рабоче-крестьянской милиции", возложили обязанности: "... по наблюдению за исправным состоянием дорог, мостов, улиц, площадей, а также надзор за порядком движения на них". Интересным будет знать, что пункт № 23 "Инструкции милиционерам "Рабочее - Крестьянской милиции" указывал, что милиционер должен был поддерживать на улицах своего поста свободное и безопасное движение. В его обязанности входило: - не допускать езды на лошадях и велосипедах по тротуарам; наблюдать, чтобы маляры с ушатами, ведрами и другими красильными принадлежностями... и др. категории рабочих с ручными тележками и санками, по тротуарам не ходили, а следовали по дорогам, подчиняясь общему порядку движения на улице; не дозволять играть на улице перед домами в мячи, бабки и тому подобные игры, пускать бумажные змеи, носить непокрытые зеркала, чтобы не пугать лошадей; загромождать тротуары бочками, тарными ящиками, дровами, а разносчики и торговцы не загораживали своими лотками свободный проезд по мосту и проход по тротуару. Если для нагрузки или выгрузки товаров положены поперек тротуара, так называемые спуски, то наблюдать, чтобы эта работа не задерживала движение на улице и наблюдать, чтобы ломовые извозчики с кладью следовали по правой стороне улицы в один ряд... т.д. На первый взгляд все очень примитивно, но насколько это напоминает современную обстановку с современным транспортом в настоящее время.