ИЗ ИСТОРИИ СПЕЦСИГНАЛОВ
Каждому человеку в его жизни хотя бы раз приходилось беседовать со стражами правопорядка. В наше время чаще всего это случается на дорогах, а представителем закона является инспектор ДПС. Полицейские всегда выделяются из толпы — у них есть свое специальное обмундирование, оно остается, практически, незамеченным в плотном потоке людей или автомобилей, поэтому для силовых подразделений создано специально оборудованное средство передвижения. Полицейские машины не только окрашиваются в специальные цвета, по которым их легко опознать, но также оборудуются световыми и звуковыми сигналами. Именно они всегда являлись наиболее важной атрибутикой полицейских автомобилей: в неспокойных районах любого населенного пункта они всегда внушали добропорядочным гражданам ощущение безопасности, словно говоря им: «Не беспокойтесь, вас никто не тронет», а преступникам — чувство страха. Действительно, известно много случаев, когда именно полицейская мигалка или сирена отпугивали преступников и спасали жизнь мирным жителям. На дорогах в плотном потоке машин полицейским тоже не обойтись без применения спецсигналов.
Еще один немаловажный фактор: маячки и сирена жителями всех стран на подсознательном уровне воспринимаются как символ власти и вызывают чувство уважения к представителям закона. В частности, поэтому полицейских с включенной мигалкой всегда стараются пропустить. Собственно, изначально все это разрабатывалось именно для того, чтобы полицейские имели возможность при необходимости отступать от некоторых правил дорожного движения, таких как скоростной режим, пресечение сплошных линий разметки, езда по резервной полосе и тому подобное. Звуковое и визуальное оборудование относится к так называемым активным системам предупреждения. Пассивное же предупреждение — это, как не трудно догадаться, оригинальная раскраска кузова патрульного автомобиля.
Сирены и мигалки, этот своеобразный символ современной власти, имеют свою историю, у них был свой путь эволюции. Первая полицейская машина, представлявшая собой вагонетку с электрическим двигателем, была сконструирована в американском городе Аркон штата Огайо в 1899 году. На самых ранних полицейских автомобилях спецсигналы не применялись: использование маячков началось в 40-х годах прошлого века, а сирен — немногим раньше.
История «полицейских огней»
Самое первое упоминание об использовании специальных визуальных сигналов на автомобилях представителей закона датировано 1940 годом. Современные полицейские мигалки, представляющие собой довольно сложный прибор, совершенно не похожи на те, что использовались более 70 лет назад. Тогда полиция устанавливала на свои автомобили лишь один проблесковый маячок с вращающимся рефлектором, но этого по тем временам было вполне достаточно.
Такого рода полицейские огни применялись довольно долго по несколькими причинам. Первое, на что обращали внимание во время закупки маячков — низкая цена, позволяющая покупать их большими партиями, не сильно заботясь о растратах. Второе и не менее важное — простота конструкции, из которой вытекала ее надежность. Длительный срок службы маячков давал дополнительную финансовую выгоду в далекой перспективе и возможность инвестирования денег налогоплательщиков в развитие всей полицейской системы в целом.
Третья причина, по которой классические проблесковые маячки долгое время были столь популярны среди полицейских всех стран мира — невысокая скорость, которую могли развивать автомобили. Иными словами, классические мигалки испытывали крайне незначительное сопротивление воздуха, и в ряде случаев им вообще можно было пренебречь. Тем не менее, даже 70 лет назад технически несовершенные, но очень надежные мигалки выполняли ту же функцию, что и сейчас — предупреждали о приближении машины полицейского и позиционировали его как представителя власти.
С течением времени гражданские автомобили становились все совершеннее и быстрее, и полицейские машины не отставали от них ни на шаг. Получая более мощные двигатели и возросшие скоростные возможности вместе с более обтекаемым кузовом, они постепенно избавлялись от стандартных проблесковых маячков старой конструкции. На их место пришли горизонтальные огни, чаще всего двухцветные, широкомасштабное использование которых стартовало примерно в самом начале 90-х годов прошлого столетия.
Нынешние полицейские огни внешне мало чем отличаются от их аналогов, применявшихся 20 лет назад. Однако внутри у них совершенно другая «начинка» — традиционные лампы накаливания вытеснены более современными источниками света — ксеноновыми вспышками, матрицами светодиодов и так далее. Но и обычные лампы с вращающимся рефлектором пока еще используются во многих странах мира. Основанием для перехода на новые технологии служит в первую очередь повышение яркости света и экономия электроэнергии, пусть даже в отдельно взятом автомобиле.
Согласно правилам, одинаковым для многих государств, полицейским запрещается установка проблесковых маячков внутри салона автомобиля. Чаще всего мигалки закрепляют на крыше транспортного средства, откуда их хорошо видно с любой точки. Предусматривается два вида крепления проблесковых маячков: временное, при помощи сильных магнитов, и постоянное, в котором применяются винты и кронштейны. Корпуса маячков выполнены из специального поликарбонатного пластика, устойчивого к воздействию солнечных лучей. Часто во многих странах полицейские машины оборудуются дополнительными сигнальными огнями, монтируемыми в решетку радиатора. Также в ряде случаев допускается модификация электрической системы автомобиля для синхронизации работы передних фар и проблесковых маячков. В этом случае роль маячков берут на себя штатные фары, моргая с заданным диапазоном частот. Часто это можно наблюдать у машин сопровождения правительственных кортежей.
За многолетнюю историю полицейских огней методом проб и ошибок было определено два основных цвета, использующихся в них — это синий и красный. Точного ответа на вопрос, почему используются именно эти цвета, нет, но зато есть несколько обоснованных точек зрения. Одна из них гласит, что синий и красный цвета различают все, даже люди с нарушениями цветового восприятия. Многие также считают, что выбор основан на особенностях работы человеческого глаза при плохом освещении. Иными словами, в темноте красный и синий цвета мы видим значительно лучше, чем, допустим, зеленый или оранжевый.
Современные российские полицейские автомобили тоже оборудуются проблесковыми маячками красного и синего цветов. Однако до 1987 в СССР существовал и еще один цвет милицейской мигалки — зеленый. Он встречался на дорогах крайне редко ввиду узкой специализации. Дело в том, что проблесковый маячок зеленого цвета по правилам мог использоваться милицией только на замыкающей автоколонну служебной машине. Позже зеленый маячок ввиду его малой востребованности был заменен на синий.
Сейчас в России существуют следующие цвета проблесковых маячков:
- синий — используется на автомобилях экстренных служб;
- красный — устанавливается в дополнение к синему на автомобили ГИБДД, ФСО, ФСБ и Военной автомобильной инспекции (ВАИ);
- желтый или оранжевый — используется автомобилями коммунальных служб а также машинами, перевозящими опасные или негабаритные грузы;
- бело-лунный — устанавливается только на инкассаторские автомобили.
Полицейские мигалки, созданные, в первую очередь, в расчете на мирных граждан, нередко становились объектом недовольства населения. Чаще всего критику можно было услышать в адрес стробоскопов, особенно после ряда случаев, когда их мерцающий свет вызывал припадки у людей, страдающих светочувствительной эпилепсией. В результате их использование было запрещено в некоторых странах, а в других же стали применять более совершенные стробоскопы, разработанные с учетом симптоматики светочувствительной эпилепсии. Такие стробоскопы мигают не больше пяти раз в секунду.
История полицейских сирен
В современном мире из-за высокого уровня шума в густонаселенных городах полицейские сирены могут быть не столь эффективны для предупреждения жителей о приближении соответствующей машины по сравнению с огнями. К примеру, пешеход может не услышать сирену из-за шума потока машин, а водитель — из-за музыки его акустической системы. Только в относительно тихих районах города сирены смогут предупредить пешеходов и водителей о приближении машины стражей правопорядка прежде, чем она окажется в зоне видимости.
Сирены на полицейских автомобилях стали применять задолго до появления первых проблесковых маячков. Их использование началось спустя два десятка лет с момента создания первого полицейского автомобиля, то есть в 1920-х годах. Само слово «сирена» впервые было использовано в древнегреческой мифологии — так называли русалок, своим красивым и громким пением завлекавших моряков в морскую бездну. В конце 18 века устройства с таким же названием стали использовать в качестве музыкального инструмента.
В качестве самой первой полицейской сирены применялись механические колокола, размещаемые на крыше или рядом с кабиной автомобиля. От их использования отказались довольно быстро ввиду их малой эффективности (при этом на пожарных машинах в некоторых странах колокола используются и по сей день), и их место заняла воздушная сирена, внутри которой находился вращающийся ротор и статор с большим количеством отверстий. Частоту звука для полицейских сирен подбирали при помощи изменения количества отверстий в роторе и статоре.
Вращающиеся сирены давно уже стали частью всемирной истории полиции: еще в 1960-х годах им на смену пришли первые электронные сирены. Данная технология, значительно усовершенствованная, используется и по сей день. Первые электронные сирены представляли собой комбинацию из модуляторов, генераторов и усилителей звука. Источником звука служил специальный динамик, устанавливаемый на крыше автомобиля. Этот динамик и место его расположения значительно увеличивали громкость и, следовательно, эффективность системы в целом.
Современные электронные сирены стали значительно мощнее и научились генерировать различные звуки. Благодаря этой особенности их стали устанавливать не только на полицейские автомобили, но также на кареты скорой помощи и пожарные машины. Полиция России тоже использует электронные сирены. Самой последней разновидностью звукового спецсигнала является так называемая «крякалка» (спецсигнал тип Air Horn), которая сейчас тоже используется полицейскими.
Заметим, что в большинстве стран мира закон предусматривает запрет на установку любого рода сирен, особенно тех, что имитируют звуки полицейских машин, на гражданские автомобили. За нарушение данного запрета предусмотрено административное наказание в виде солидных размеров штрафа и лишения водительского удостоверения на различный срок. Использование «крякалок» с частотами, совпадающими с полицейскими, на гражданских машинах тоже запрещено. На сегодняшний день ответственность за установку на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов предусмотрена в части 2 статьи 12.4 КоАП. Согласно этой статье за неправомочное использование спецсигналов гражданскому лицу грозит штраф в размере 2500 рублей и конфискация запрещенного устройства.
К слову, среди автолюбителей бытует мнение, что автомобили со включенными спецсигналами могут нарушать ПДД. Это неверная формулировка — спецтранспорт точно так же подчиняется правилам дорожного движения, просто для него в тех же ПДД прописаны определенные допущения. И за непредоставление преимущества автомобилю со спецсигналами нарушитель понесет административное наказание.
А сами сотрудники спецслужб (в первую очередь — охранной структуры ФСО) проходят специальную подготовку, которая включает теоретические и практические курсы. Им предстоит твердо уяснить нормы законодательства и ситуации, в которых допустимо прибегать к помощи проблесковых маячков и сирены. Опыт вождения отрабатывается на тренажерах ТВ-2110, моделирующих реальную дорожную обстановку, в которой водитель спецмашины должен быстро и безопасно доехать до цели. Кстати, почувствовать себя таким оперативником может любой желающий, записавшись на занятия в Автомотоклубе ФСО.
Будущее полицейских сирен и огней
Трудно сказать, как изменится визуальное и звуковое предупреждение полицейских автомобилей в ближайшем и отдаленном будущем, но можно с уверенностью предположить, что их эволюция не остановится на нынешнем этапе. Не исключено, что завтра будет придумано что-то более современное, чем светодиодная матрица, стробоскопы и электронные сирены, и вся надежда в этом возлагается на японцев, вечно придумывающих нечто новое и интересное. В начале XXI века в этой стране проводился весьма необычный эксперимент по замене стандартных звуков сирен на звон колоколов. Такой «модернизации» подверглось 90 полицейских автомобилей из японской провинции Тойама, а суть эксперимента заключалась в изменении отношения людей к полицейским сиренам, которые часто пугали мирных граждан.
Тем временем в Новом Свете ставят эксперименты совершенно иного рода. Не так давно в американском Вашингтоне порядка 500 полицейских машин были оборудованы экспериментальными спецсигналами под названием Rumbler. Фактически это та же электронная сирена, но работающая заметно тише и сопряженная с генератором низкочастотных звуков (аналогом сабвуфера), распространяющим их в радиусе 60 метров вокруг машины. Эффект от таких звуков знаком каждому, кто хоть раз находился поблизости от работающего мощного динамика — это звуковая вибрация, ощущаемая всем телом, которая значительно усиливается в закрытом помещении (в салоне автомобиля, к примеру).
Сирена Rumbler, считают разработчики, более эффективна в городских условиях по сравнению с обычной сиреной: звук можно услышать далеко не всегда, а сильные низкочастотные колебания воспринимаются телом. Кроме того, снижение громкости электронной сирены приводит к снижению общего городского шума, что особенно актуально в городах с населением несколько миллионов. Rumbler применяется совместно с полицейскими огнями для дополнительной эффективности. Если система докажет свое право на существование, ее будут использовать и в других крупных городах США, и начнется все с Нью-Йорка и Лос-Анджелеса.