ИСТОРИЯ ВОДИТЕЛЬСКОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ
Первая. Германская версия.
Известный немецкий изобретатель Карл Бенц, работая над усовершенствованием своего автомобиля, вынужден был долгое время убеждать окружающих в его безопасности для людей, и в первую очередь местную бюрократию герцогства Баден. Положительный результат был получен. Фирме Карла Бенца было вручено решение великого герцога министерства внутренних дел от 30 ноября 1893 года, в котором перечислялись все условия, необходимые для осуществления движения по улицам города. Вот лишь некоторые из них:
- скорость за пределами населенных пунктов не должна превышать 12 км/ч, в населенных пунктах и на крутых поворотах - 6 км/ч.;
- предписано сбавлять скорость при встрече с другими средствами передвижения, вьючными животными и всадниками.
Высокое начальство герцогства указало и на то, что с 1 января по 31 декабря 1894 года это разрешение имеет законную силу и введено в интересах общества для поддержания порядка и безопасности на улицах и дорогах, в случае необходимости оно может быть отозвано или дополнено другими распоряжениями. Но Карл Бенц сумел склонить власти герцогства Бадена, по вполне понятным причинам озабоченных безопасностью людей, применять более мягкие меры, поэтому никаких ограничений не последовало.
Вторая. Французская версия.
Первое водительское удостоверение распорядился выдать префект полиции Парижа Луи Лепин, а именно 14 августа 1893 года. Правда это была «справка о способности управлять транспортным средством с механическим мотором».
Первые французские «справки о способности» выдавались без сдачи каких-либо квалификационных экзаменов, претендент просто демонстрировал умение управлять своим собственным автомобилем. Лишь через шесть лет, весной 1899 года во Франции вышел декрет, учреждавший первый в истории экзамен на умение управлять автомобилем. Желающие передвигаться на автомобиле после обязательной проверки получали «Национальное удостоверение пригодности к вождению». Примерно в эти же годы аналогичные документы появились в Соединенных Штатах Америки – в Бостоне.
Это были первые попытки узаконить управление автомобилем, именно с этого начинается история "водительского удостоверения".
Российская история водительского удостоверения.
История автомобиля в России как и история происхождения "водительского удостоверения" насчитывает более 116 лет.
Началось все с того, что в мае 1895 г. градоначальник Петербурга генерал-лейтенант барон фон Валь выдал разрешение "в виде опыта" двум жителям Петербурга ездить по городу на моторных велосипедах. Велосипед, даже моторный, с очень большой натяжкой можно назвать механическим экипажем. Действительно, самый первый то ли моторный велосипед, то ли мотоцикл, созданный Г. Даймлером и В. Майбахом, в полученном ими патенте именовался "экипажем для верховой езды". Но чиновники выдавший патент на изобретение тогда еще не знали, как именовать это удивительное средство перемещения, и назвали его так, как они его представляли.
С появлением первых автомобилей в городах Российской империи, власти сразу же озаботились разработкой правил дорожного движения. Уже 11 сентября 1896 года министр путей сообщения князь М.И. Хилков подписал постановление «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства Путей сообщения в самодвижущихся экипажах». На основе этого документа 25 июня 1900 года Городская Дума Санкт-Петербурга утвердила обязательное постановление «О порядке пассажирского и грузового движения по городу Санкт-Петербургу на автомобилях». Постановлением вводился ряд обязательных к исполнению требований: ограничивался вес автомобилей на железных шинах – не более 250 пудов с грузом или пассажирами. Вводилось обязательное медицинское освидетельствование водителей, ежегодный технический осмотр автомобилей, их обязательная регистрация с выдачей номерных знаков – «жестянок», оборудование машин фонарями для езды в темное время суток и предупредительными сигналами - рожками с пневматической грушей. Вождение автомобиля разрешалось с 17 лет, а управление общественным транспортом (омнибусами) – с 21 года. Ограничивалась скорость передвижения по улицам города –12 верст в час (приблизительно 13 км/час). В октябре 1909 года Россия в числе 12 государств подписала международную конвенцию Парижской конференции по урегулированию автомобильного движения, которая выработала «Общие правила езды по дорогам на автомобилях». Конвенцией вводился возрастной ценз на управление автомобилем – 18 лет, устанавливался запрет на использование звуковых сигналов в населенных пунктах, регулировались правила обгона, проезда перекрестков и т.д. Конференцией были приняты первые международные дорожные знаки: указание населенного пункта, «Перекресток», «Лоток» (ухабы и выбоины), «Вираж» (опасный поворот, разворот) и «Переезд рельс». 12 февраля 1910 года правила были ратифицированы Николаем II и вступили в законную силу. На основе их было выработано новое обязательное постановление «О порядке езды по городу Санкт-Петербургу на автомобилях», опубликованное 24 июня 1910 года. В 1911 году вступают в силу правила «О безопасности движения по улицам», регулирующие взаимоотношения участников движения (не только автомобилистов), но и … полиции. И взаимоотношения эти были далеко не безупречны. Полиция обладала довольно жесткой системой карательных мер против нарушителей правил дорожного движения. Автомобилист, нарушивший правила в первый раз наказывался штрафом до 100 рублей, второй раз - арестом на две недели (но бывало и больше), третий - лишением права вождения автомобиля. Поэтому подготовке квалифицированных водителей уделялось большое внимание. В 1914 году было принято «Обязательное постановление об испытании и регистрации шоферов при Городской Управе».
Такие испытания проводились 4 раза в месяц комиссией, состоящей из техников, назначаемых Городской управой и представителей общественных автомобильных организаций. По результатам квалификационных экзаменов осуществлялся допуск к проверке практических навыков вождения. Испытуемым требовалось показать умение запускать и останавливать двигатель. При совершении пробной поездки они должны были уметь разъезжаться с встречным транспортом, обгонять его, проехать в узком месте, развернуться, применять тормоза и задний ход. В заключение проводилась поездка по оживленным улицам города. При положительном результате испытаний выдавалась шоферская книжка с указанием класса и разряда автомобиля, право вождения которого предоставлялось шоферу.
Автомобили разделялись на два класса: А – с двигателями внутреннего сгорания и Б – с электрическими двигателями. Первые (наиболее распространенные) делились в свою очередь на три разряда: «легкие» (легковые) автомобили с двигателем до 10 л.с., «легкие» автомобили с двигателем за 10 л.с. и грузовые автомобили и автобусы. Лицо, получившее разрешение на право вождения автомобилями 2 и 3 разряда вправе было управлять также автомобилями первого разряда без особого разрешения.
Первые курсы водителей открыл в 1908 году А.М. Фокин, известный спортсмен, владелец крупного магазина по продаже автомобилей и гаража при нем. На курсах обучали не только вождению автомобиля, но и ремонту. В 1909 году эти курсы были закрыты. В 1910 году при Первых Санкт-Петербургских политехнических курсах была открыта школа шоферов «Аутотехникум». Школа была организована по образцу подобных заведений Германии. Прием в школу осуществлялся с 17 лет, теоретические занятия проводились ежедневно с 10 утра по 2-3 часа (но были и вечерние группы). Практическое вождение – утром, днем и вечером. Обучение длилось от 2 до 5 месяцев. Плата за обучение составляла 125 рублей. К 1917 году в Петрограде действовало 6 автомобильных школ и курсов.
1909 год: Россия присоединилась к международной «Конвенции о передвижении автомобилей». На всей территории России была введена принятая за рубежом форма водительского документа.
1923 год: Совет народных комиссаров - утвердил «Свидетельство на право управления экипажем», которое имело три категории. Высшая категория предполагала стаж вождения не менее шести лет, а также умение отремонтировать автомобиль. Новые документы выдавались местной администрацией и имели различную форму. Это приносило определенные неудобства: свидетельства, выданные в Киеве, например, не признавались в Москве или Петербурге.
1936 год выдавать «водительские удостоверения» стали органы внутренних дел, они приобрели новую единую форму, а также новое название — «удостоверение шофера».
1956 год – ситуация усугубилась. Постановлением Совета Министров РСФСР № 382 от 24 мая 1956 года Госавтоинспекции Управления милиции МВД РСФСР предоставлено право лишать (изымать водительское удостоверение). Лишением водительского удостоверения наказывались сроком до 1 года за управление транспортным средством в нетрезвом виде и запрещение эксплуатацию автомобилей и мотоциклов личного владения, если владельцы управляли ими без водительского удостоверения.
1968 год СССР присоединился к международной Венской конвенции о дорожном движении, позднее в 1971 г. конвенция была дополнена в Женеве, и в стране впервые появилось международное водительское удостоверение. С 70-х годов появляется пять категорий водительских прав, каждая из которых обозначает право на управление определенным видом транспортных средств.
С первого марта нынешнего года на территории нашей страны все экзаменационные подразделения ГИБДД выдают водительские удостоверения нового образца. Госпошлина за его выдачу составляет 800 руб.
Кроме различия во внешнем оформлении и появлении штрих-кода, в водительском удостоверении 2011 года появились и новые категории: «ВE», «СE», «DE», «трамвай», «троллейбус».
Всем известное деление механических транспортных средств на четыре категории: «А», «В», «С», «D» в новых правах осталось неизменным.