СКОЛЬКО ЛЕТ ЖЕЗЛУ?
Сотрудникам Госавтоинспекции часто задают вопрос: сколько лет жезлу регулировщика?
Появление в 1895 году на улицах Санкт-Петербурга первого в Российской империи автомобиля привело к необходимости регулирования движения на дорогах. И, хотя транспорт в то время был преимущественно гужевым, в 1896 году российское Министерство путей издало постановление, регулирующее движение самодвижущихся экипажей.
В том же Санкт-Петербурге в 1907 году столичным градоначальником Драчевским был издан приказ, согласно которому уличное движение стали регулировать при помощи трости, которая представляла собой трубу белого цвета длиной 90 сантиметров.
Первые регулировщики использовали только два регламентированных жеста: для остановки транспорта и для блокирования движения на улице в обоих направлениях. Как и сейчас, за неподчинение регулировщику существовало административное наказание.
Рабоче-крестьянскую милицию создавали заново, однако она унаследовала от царской власти и белую палку регулировщика. Однако в 1922 году с ней произошли коренные изменения: из белой она превратилась в красную с желтой рукояткой, а длина уменьшилась почти вдвое и стала составлять 49 сантиметров.
Вскоре стало понятно, что красный цвет плохо различается автомобилистами на оживленных улицах. Поэтому, в период с 1933 по 1939 год в милиции жезлы для регулировки движения вообще не использовались, а сигналы постовые регулировщики подавали просто жестами при помощи рук, иногда используя семафоры.
В 1939 году жезл триумфально вернулся на городские улицы. На этот раз регулировщикам было приказано руководить городским уличным движением при помощи полосатого черно-белого жезла. Такая расцветка была выбрана не случайно: человеческое зрение наиболее остро различает именно эти цвета. К тому же в темноте остальные цвета приобретают серую окраску, в то время как черный остается черным и белый - белым. С тех пор черно-белая окраска милицейского жезла остается неизменной.
Зато изменения в конструкции милицейского жезла произошли существенные. В 60-ые годы его стали изготавливать из пластика с подсветкой внутри, благодаря чему жезл стал лучше виден ночью. Впоследствии белые полосы стали наносить светоотражающей красной.
Примечательно, что в большинстве европейских стран и в США полицейские, руководящие потоком транспорта на дорогах, жезлами не пользуются. Для этого им достаточно жестов руками. В условиях плохой видимости или ночью стражи порядка за рубежом используют фонари со специальными насадками разных цветов, а полосатый атрибут дорожной полиции достался в наследие только регулировщикам постсоветских государств.
Регулировочный жезл пережил не одно поколение сотрудников правоохранительных органов. Но и сегодня этот атрибут не теряет своей актуальности, ведь, согласитесь, трудно представить себе сотрудника дорожно-патрульной службы полиции без жезла в руках.