ИЗ ИСТОРИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ НОМЕРОВ
Государственный номер, установленный на автомобиле, принадлежит к группе опознавательных знаков. Его отличие от других, заключается в установке на транспортных средствах, которые участвуют в дорожном движении. Его история не намного короче истории самого автомобиля. Впрочем, регистрация транспортных средств существовала еще до изобретения автомобиля. Со второй половины XIX века в городах нумеровали извозчиков конных экипажей, а позднее также и велосипедистов.
Сведения о том, где был выдан первый автомобильный номерной знак, разнятся. Есть несколько версий того, где и как это произошло. В любом случае, можно сказать, что в Европе первые номера появились в 90-х годах XIX столетия. В Российской империи это событие произошло несколько позже. Первые номерные знаки на автомобилях были установлены в самом начале ХХ столетия. Случилось это, кстати, не в столице, которой тогда был Санкт-Петербург, а в Риге в 1904 году.
Первоначально на номерах писались только цифры. В те далекие времена число автомашин было очень невелико и владели ими лишь наиболее обеспеченные граждане. Единой государственной системы регистрации не существовало. В каждом городе были свои собственные номера, которые сильно различались по размерам и внешнему виду. Их меняли ежегодно после прохождения техосмотра. Это обстоятельство создавало тогдашним автовладельцам дополнительные неудобства.
До революции 1917 года никаких кардинальных изменений в правилах учета введено не было. Автомобили оставались предметом роскоши и встречались, главным образом, в крупных городах и в очень ограниченном количестве. Да и после революции у новых властей далеко не сразу дошли руки до постановки автомашин на учет. Однако время шло, и автомашин в Советском Союзе становилось все больше. А поскольку при социализме были чрезвычайно важны учет и контроль, то по мере увеличения числа автомобилей возрастала и необходимость их регистрации. Стандартные номера единого для всей страны образца были введены в СССР в 1931 году. На белом поле черным цветом изображались буква и две пары цифр.
В течение 30-х годов номерная система не раз реформировалась. Уже в 1934 году буква была заменена цифрой, сам номер стал отражать территориальную принадлежность автомашины, а под цифрами писали название одного из 45 дортрансов (регионов), на которые был поделен Советский Союз. Цвета номерного знака остались без изменений.
В 1936 году была проведена новая реформа. Номер теперь состоял из двухбуквенного индекса, обозначавшего регион, и двух пар цифр, разделенных между собой дефисом. Цвета поменялись: на черном фоне белые цифры и буквы. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, номерные знаки снова подверглись изменениям. Радикально изменился цвет номера. Теперь фон стал желтым, буквы и цифры - черными. Регистрационные знаки такого типа просуществовали в Советском Союзе до конца 50-х годов.
С 1959 года вновь появились белые буквы и цифры на черном фоне. Правда, количество букв увеличилось. Теперь их стало три. Буквы, как и прежде, отражали территориальную принадлежность автомобиля. За всю историю СССР такие номерные знаки существовали дольше всех остальных - более двух десятилетий, до начала 80-х годов. В 1981 году произошло последнее изменение автомобильных номеров в Советском Союзе. На новых номерных знаках черные буквы и цифры писались на белом фоне. По таким номерам легко можно было определить хозяина машины. На автомобилях, принадлежавших государственным учреждениям, все три буквы находились после четырехзначного числа, а на машинах частных владельцев одна буква стояла спереди, а остальные, соответственно, позади цифр.
В начале 1990-ых годов произошел ряд изменений во внешнем виде «номера». На сегодня он содержит 3 буквенных символа, 3 цифровых и региональный номер, на территории которого происходила регистрация транспортного средства. До наступления 1 февраля 2007 года в обиходе были серии номерных знаков без использования кода регионов. Большое изображение триколора Российской Федерации приравнивало все автомобили, и означало их регистрации на территории нашей родины. Некоторое время спустя транспортные средства с подобными «номерами» принадлежали только чиновникам высших ступеней государственной власти. Большое количество таких ТС имело в своем снаряжении звуковые и световые сигналы, дающие им право беспрепятственного проезда на территории страны. Органы безопасности дорожного движения не применяли к подобным автомобилям никаких санкций в общем потоке, такой безнаказанностью очень хорошо пользовались владельцы. Даже при нарушениях, в инструкциях инспекторов ГИБДД четко регламентированы действия, не останавливать транспортное средство с визуальными, звуковыми сигналами и властными номерами. Но в недавнее время произошла отмена применения спецсигналов и использования льготных номерных государственных знаков. После проведенных мероприятий на автомобили чиновников стали цеплять «номера» А…МР97.
В качестве букв, на гос. знаках используются только употребляющиеся в латинице, а именно 12 алфавитных обозначения - А, В, Е, К, М, Н, О, Р, С, Т, У, Х. Высокий уровень урбанизации и автомобилизации населения и его огромная численность приводят к тому, что на все ТС регистрационных знаков не хватает. В связи с этим в больших регионах, таких как Москва и ее область, применение находят несколько кодов региона. Для примера в Москве уже приступили к выпуску шестой, на сегодняшний день, серии – 197. До нее были, исчерпавшие свои небезграничные рамки, коды 77, 99, 97, красочные 177 и 199.
На государственных знаках автомобиля имеются защиты от подделок. Среди них голографические надписи, использующиеся для проверки во время остановки или технического осмотра сотрудниками ГИБДД.
Разновидности регистрационного знака
В нашей стране применяется несколько типов номерных регистрационных знаков. Все они различаются по цвету и несут определенную смысловую нагрузку. Так, например, самый обычный, который используется на частных автомобилях, имеет белый фоновый цвет с черными символьными элементами. Общественный транспорт, и некоторые службы такси и перевозок, применяют «номера» с желтым фоном и черными символами. Транспортные средства сотрудников правоохранительных органов имеют регистрационные знаки с синим фоном и белыми символами. Черные «номера» с белыми, нанесенными на них символами, отличают войсковую технику. Также имеются различия от единых образцов знаков у тех, которые используются на автомобилях дипломатических миссий. Для таких мероприятий они должны быть аккредитованы на территории Российской Федерации. Трехциферное обозначение говорит о том, какому государству принадлежит данное транспортное средство, а буквы могут быть либо CC, D, CD, либо T. Они различаются по рангу дипломатического сотрудника, то есть определяют его статус в политической власти. Если ТС вывозится за границу России, то на него устанавливают знаки уже совершенно иного, специального для этих целей образца. Первая буква подобных «номеров» имеет обозначение «Т», после нее еще два буквенных символа и три цифровых. Мотоциклы и техника, применяемая в строительных целях, имеют на борту государственные регистрационные знаки в квадратной форме. У прицепов также своя иерархия, они отличаются от остальной техники двумя буквами и четырьмя цифрами.