МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДАХ
В целях предупреждения аварийности и повышения безопасности участников дорожного движения на железнодорожных переездах Международным союзом железных дорог совместно с комиссией Европейского союза и Европейской экономической комиссией ООН сегодня, 3 июня, отмечается Международный день безопасности на железнодорожных переездах. Данная инициатива поддержана ОАО «РЖД». О проводимых мероприятиях рассказывает начальник отделения дорожной инспекции и организации движения ОГИБДД УМВД России по городу Брянску майор полиции Владимир Юрьевич Хабаров:
- На железнодорожных переездах областного центра, к счастью, с начала года не было зарегистрировано ни одного ДТП. Однако, в Жуковском, Дубровском и Навлинском районах уже произошло три дорожно-транспортных происшествия, в которых четыре человека погибли и три получили ранения различных степеней тяжести. Главной причиной ДТП на железнодорожных переездах является грубое нарушение Правил дорожного движения, а именно: игнорирование запрещающих сигналов светофора и требований соответствующих дорожных знаков. В преддверии акции сотрудниками Госавтоинспекции было проведено обследование мест пересечений автомобильных и железных дорог на предмет соответствия их обустройства требованиям стандартов, норм и правил с принятием соответствующих мер по устранению недостатков. Что касается целевых мероприятий по фиксации и пресечению совершаемых водителями транспортных средств нарушений правил проезда железнодорожных переездов силами нарядов ДПС, то они проводятся на регулярной основе. С начала года сотрудниками Госавтоинспекции по городу Брянску было выявлено 133 факта нарушений. Особую актуальность в эти дни имеет и разъяснительная работа со всеми категориями участников дорожного движения. Не будет лишним очередной раз напомнить и об ответственности.
Пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на железнодорожном переезде, влечет ответственность по ч.1 ст.12.10 КоАП РФ в виде административного штрафа или лишения прав на срок от трех до шести месяцев. Нарушение иных правил проезда через железнодорожные переезды наказывается по ч.2 ст. 12.10 КоАП РФ административным штрафом.
Протокол о правонарушении по факту несоблюдения правил пересечения железнодорожного переезда составляется инспектором ДПС на месте остановки нарушившего Правила дорожного движения водителя. В дальнейшем, по результатам рассмотрения дела, делается вывод о причастности водителя к совершению вмененного ему инспектором административного правонарушения, связанного с нарушением правил пересечения железнодорожных путей. При признании водителя виновным ему назначается предусмотренное законом наказание за данное нарушение (штраф или лишение прав). При этом наказание в виде штрафа может назначить водителю сотрудник ГИБДД, а наказание в виде лишения права управления транспортными средствами - только судья.
При этом лишение права управления за первое нарушение правил движения через железнодорожные пути назначается водителю в том случае, если у суда будут отсутствовать сведения о наличии по делу обстоятельств, смягчающих ответственность или же будет доказано наличие по делу обстоятельств, отягчающих ответственность. Наряду с лишением прав за первое нарушение правил на железнодорожном переезде, предусмотрен и административный штраф.
В случае же, если водитель повторно привлекается к ответственности за неправильный проезд железнодорожного переезда, то ему грозит уже лишение права управления транспортным средством по ч.3 ст.12.10 КоАП РФ на срок один год. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, составляет один год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Таким образом, по ч.3 ст. 12.10 КоАП РФ, водитель может быть привлечен к административной ответственности в том случае, если он ранее привлекался по ч.1 ст. 12.10 КоАП РФ, и если с момента оплаты штрафа за данное правонарушение или с момента окончания срока лишения его прав за данное нарушение не прошел один год.
На практике возникают ситуации, при которых к нарушениям правил пересечения железнодорожных путей приводят несогласованные действия сигнала светофора и шлагбаума. Так, шлагбаум может начать закрываться при отсутствии запрещающего сигнала светофора и наоборот. В подобных случаях водитель может не разобраться в дорожной ситуации и по неосторожности совершить нарушение ч.1 ст. 12.10 КоАП РФ. Однако, поскольку административное правонарушение может быть совершено не только с умыслом, но и по неосторожности, то быть привлеченным к ответственности водитель может и в указанной, довольно спорной, ситуации.