ПСИХОЛОГИЯ НАРУШИТЕЛЕЙ
Опрос сотрудников подразделений ГИБДД территориальных органов МВД России показал, что водители чаще всего систематически нарушают: установленные требования к скоростному режиму (по мнению 88,4 % респондентов), требования к использованию ремней безопасности (60,5 % респондентов), правила маневрирования и расположения на проезжей части (27,9 %).
Лица, систематически нарушающие ПДД, относятся к юношескому и зрелому возрасту – от 18-35 (соответственно 18-20 лет – 65,1%, 20-25 лет – 60,5 %, 26-35 лет – 23,3 % респондентов). Это подтверждается и результатами исследований, согласно которым группа водителей моложе 25 лет совершают дорожно-транспортные происшествия. Кроме того, полученные данные согласуются с закономерностью другого вида правонарушений – преступного поведения.
Анкетирование показало, что чаще всего систематически нарушают ПДД мужчины (93%). Это также согласуется с закономерностью, выявленной по результатам многочисленных исследований: мужчины чаще всего совершают преступления, включая преступления по неосторожности. Вместе с тем, каждый десятый респондент (11,6 %) считает, что среди систематически нарушающих ПДД имеются и женщины-водители
Социальное положение лиц, систематически нарушающих ПДД, распределилось следующим образом. В первую очередь, это студенты (по мнению 67,4 % опрошенных) и предприниматели (55,8 %). Полученные данные сочетаются с ранее проанализированным возрастом злостных правонарушителей. Стоит подчеркнуть, что штрафы за нарушения ПДД, как правило, оплачивают владельцы транспортных - родители этих студентов. Не делая должных выводов, студенты-водители продолжают нарушать ПДД, не реагируя на воспитательные меры со стороны родителей и сотрудников ДПС ГИБДД, до тех пор, пока родители не запретят им управлять автомобилем. Определенную роль в совершении административных правонарушений, совершаемых предпринимателями, играет материальный фактор. Из-за обеспеченности они могут оплатить любой штраф, не делая должных выводов.
На основе анализа научной литературы, анкетирования сотрудников Госавтоинспекции, современных тенденций поведения водителей в условиях дорожного движения было выделено несколько типов водителей, систематически нарушающих ПДД. Условно эти типы были названы следующим образом:
1) циничный;
2) провоцирующий;
3) агрессивно-рискованный;
4) неопытный,
5) эмоционально-неустойчивый (тревожный).
Циничный водитель, у которого закрепился опыт безнаказанности за совершенные правонарушения, отсутствует (или снижен) страх быть наказанным. Это сочетается с возможным нахождением гражданина в состоянии опьянения, недостаточно развитыми нравственными чувствами (вины, долга, ответственности, сострадания к возможным или реальным жертвам и пр.) и пренебрежением к ПДД, игнорированием в целом культуры безопасного поведения на дорогах.
Провоцирующий водитель - тот, кто своими действиями намеренно создает другим участникам дорожного движения условия для совершения правонарушений, а также способствует склонению сотрудников ДПС к различным нарушениям. Поведение такого водителя может сопровождаться отрицанием произошедшего нарушения, претензиями и неприязнью в адрес сотрудника, негодованием и возмущениями по поводу применяемых к нему административных санкций, демонстративной видео-, аудио- или фотосъемкой. Некоторые из них, обладающие правовой осведомленностью фиксируют заранее подготовленные ими провокации и выкладывают их в Интернет для всеобщего обозрения. Такая форма самовыражения и самоутверждения, сочетающаяся со склонностью к риску основана на желании привлечь к себе внимание, извлечь из этого определенную выгоду. Позитивное эмоциональное подкрепление, получаемое такими водителями от провокаций и полученных результатом, становится стимулом для накопления опыта повторных правонарушений, создает угрозу безопасности.
Агрессивно-рискованный водитель в силу легкости возникновения негативных эмоций и проявления враждебности, агрессивности как черт характера создает в общении с другими участников дорожного движения и сотрудниками ДПС конфликты, включая непредсказуемые, порой безрассудные действия, которые усиливаются состоянием опьянения. Агрессивное, рискованное поведение в сочетании с низким уровнем правосознания, открытыми конфликтами с Правилами дорожного движения приводят водителя к систематическим правонарушениям ПДД и созданию аварийных ситуаций.
Неопытный водитель, т.е. обладающий недостаточным опытом вождения, в т.ч. сниженным уровнем автоматизации действий, не может соблюдать ПДД в силу ограниченной саморегуляции поведения и слабым уровнем подготовленности. Попадая из-за ограниченного опыта в различные дорожные ситуации, он не успевает обращать внимание на дорожные знаки, разметку и пр. и совершает правонарушение. Накопление водителем опыта нарушений ПДД, отсутствие должного самоанализа и неумение делать выводы становятся дополнительными факторами повторных нарушений ПДД.
Эмоционально-неустойчивый (тревожный) водитель в условиях дорожного движения легко поддается страху и проявляет тем самым склонность к эмоциональной реакции на дорожную ситуацию. В качестве стрессовых выступают следующие ситуации дорожного движения: с непредсказуемым исходом, быстрой сменой действующих факторов и неупорядоченными параметрами, угрозой для жизни и здоровья.
Возникающее свойство«суженного сознания» снижает у такого водителя работу мышления, логики, прогноза дорожной обстановки и эффективность действий, увеличивает ошибки.
Указанные типы водителей встречаются как в чистом виде, так и в смешанном виде.